Домой Украина Зона проедания

Зона проедания

326
0

Только шесть областей Украины могли бы прожить на самообеспечении. Остальные получают из госбюджета больше, чем отдают.
01zona-proedaniya-big
Когда во время демонтажа баррикад на столичной улице Лютеранской корреспондент «Инвестгазеты» пытался поговорить с сотрудниками «Беркута», те в ответ заявляли: «Мы не хотим вас слушать, вы нам зарплаты все равно не платите — вы все из дотационных западных регионов».

Это утверждение — не собственное изобретение милицейских полит-руков. Тезис о том, что восточные регионы Украины кормят западные, неоднократно повторяли многие представители власти, начиная от мэра Донецка Александра Лукьянченко и заканчивая экс-министром социальной политики Михаилом Папиевым.

Область

Всего перечислено в госбюджет, млрд. грн.

Всего получено из госбюджета, млрд. грн.

Профицит/дефицит, млрд. грн.

Профицит/дефицит на душу населения, грн.

Полтавская

9,60

4,12

5,48

3757

Харьковская

10,38

3,48

6,90

2520

Днепропетровская

15,03

8,85

6,19

1878

Сумская

2,61

1,63

0,98

865

Черкасская

2,18

1,97

0,21

168

Львовская

4,70

4,34

0,36

140

Ровенская

1,96

1,97

-0,01

-7

Житомирская

3,24

3,54

-0,30

-235

Черновицкая

0,82

1,08

-0,26

-284

Хмельницкая

0,97

1,42

-0,45

-343

Херсонская

1,00

1,40

-0,40

-376

Одесская**

1,85

3,30

-1,46

-609

Черниговская

1,73

2,52

-0,78

-731

Киевская

2,16

3,49

-1,33

-770

Запорожская

1,77

4,07

-2,30

-1297

Винницкая

1,63

3,98

-2,35

-1452

Николаевская

0,80

2,82

-2,02

-1727

Автономная Республика Крым

1,94

5,72

-3,78

-1919

Кировоградская

0,23

2,24

-2,01

-2032

Донецкая

3,85

13,09

-9,25

-2126

Луганская

4,35

9,42

-5,07

-2262

Ивано-Франковская

0,27

3,41

-3,14

-2272

Волынская**

1,47

4,32

-2,85

-2738

Тернопольская

0,92

4,36

-3,45

-3207

Закарпатская

0,98

5,51

-4,53

-3604

Город Киев

50,63

62,27

-11,74

-4072

Как показывают подсчеты «Инвестгазеты», это утверждение безнадежно устарело.

За первые полгода 2013-го Донецкая область получила из госбюджета на 9,2 млрд. грн. ассигнований, дотаций и субвенций больше, чем в него заплатила. Итог — 25-е место общего рейтинга из двадцати шести. Больше платежей из бюджета пришлось только на долю Киева — более 11 млрд. (26-е место). А вот Львовская область оказалась на шестой позиции: по итогам полугодия она перечислила в госбюджет на 356 млн. грн. больше, чем из него получила. Впрочем, это далеко не рекорд. Лучшее бюджетное сальдо среди всех регионов продемонстрировала Харьковская область — за шесть месяцев отсюда в бюджет поступило почти 7 млрд. грн. чистыми.
450
02zona-proedaniya-pic2_1
Впрочем, абсолютные цифры не совсем показательны — как минимум, они не учитывают размеров регионов. Тут более уместно сравнивать бюджетное сальдо в расчете на душу населения. Это меняет картину, но отнюдь не кардинально.
03zona-proedaniya-pic3
К примеру, на одного донетчанина за шесть месяцев прошлого года пришлось 2126 грн., перечисленных области из госбюджета, что соответствует 20-му месту. Львовяне — с показателем 140 грн. перечислений в центральный бюджет — остались на шестом. Киевляне также сохранили за собой 26-е место — объем субсидий и дотаций из госбюджета в расчете на одного жителя столицы составил 4072 грн. Это — самый худший показатель из всех регионов. Зато на первом месте неожиданно оказалась Полтавская область. Регион перечислил в бюджет по 3757 грн. в расчете на душу населения.

Равнение на население

Самое парадоксальное, что размер чистых поступлений от областей в госбюджет практически не зависит от величины регионального валового продукта. В большинстве случаев эти доходы коррелируют только с одним показателем — численностью населения региона. Другими словами, основные источники поступлений — это налог на доходы физических лиц и налоги на потребление, тот же НДС. Доходы промышленных и других предприятий часто «уходят» по месту регистрации головного офиса — в столицу либо в офшоры.

В нашей оценке мы не учитывали, сколько приносят в госбюджет таможни того или иного региона. С одной стороны, за счет поступлений с таможни в значительной мере дотируются 20 «убыточных» регионов. С другой — импортные товары, которые пересекают границу в Одесском порту или в Чопе, более-менее равномерно распределяются по всей территории Украины (потребление импорта разве что несколько выше в приграничных областях из-за короткого транспортного плеча). Но в целом налоги на импорт по сути оплачивают конечные потребители — равномерно по всей стране. Правда, из этой картины, по крайней мере по крупным покупкам вроде автомобилей, выбиваются Киев и другие крупные города (в частности, это касается импорта авто). Но на общую картину распределения средств это влияет несущественно.

А вот экспортные пошлины, по словам президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового, на госбюджет вообще почти не влияют: они распространяются только на изделия из кожи, металлолом и несколько других мелких товарных групп. Но в скором будущем Украина обязалась отменить и эти платежи.

Кормильцы

За вычетом импорта Украину по сути «кормят» три области: Харьковская, добывающая нефть и газ, Днепропетровская, где добывается железная руда, и особенно Полтавская, в которой развита добыча и того, и другого, и третьего. Они обеспечивают бюджет значительными суммами рентных платежей и платы за пользование недрами.

Кстати, Владимир Лановой отмечает, что Полтавская область к тому же является лидером по генерированию добавленной стоимости. Расположенные на ее территории предприятия нефтепереработки, автомобилестроения и прочие были построены относительно недавно — практически все они сохранили работоспособное производство с советских времен.

Кроме этих трех областей, «в плюс» в первом полугодии работали лишь Сумская, Черкасская и Львовская, а у Ровенской доходы и расходы практически равны. Но здесь, как видно из расчетов, хорошие результаты объясняются не столько высоким уровнем генерируемых доходов госбюджета, сколько сравнительно низким объемом помощи из центра в расчете на душу населения.

Убыточные

В отличие от нефти, газа или руды, добыча угля в Донбассе прибыли бюджету не приносит — рентные платежи не взимаются ввиду убыточности отрасли. Наоборот, государство ежегодно тратит по 12-14 млрд. грн. на поддержку угольщиков, преимущественно компенсируя разницу между ценой реализации угля и его себестоимостью. Интересно, что такая же сумма выйдет, если сложить отрицательное сальдо расчетов с госбюджетом девяти западных и северных областей.

Угольные дотации составляют приблизительно 30% всех поступлений из госбюджета в Донецкую и Луганскую области. Но даже если их не учитывать, эти регионы остаются глубоко дотационными. Во-первых, в последнее время сюда направляются огромные инвестиции по различным «проектам государственного значения» вроде строительства дорог. Во-вторых, налоговые ведомства особенно благоволят к Донбассу. За исследуемое полугодие в госбюджет из Донецкой области поступило 6,7 млрд. грн. налога на добавленную стоимость, а возмещено было 8,7 млрд. грн. Это абсолютный рекорд для всех регионов.

В то же время в расчете на душу населения дотационность Донбасса меньше, чем у некоторых западных областей — таких, например, как Закарпатская, Тернопольская, Волынская и Ивано-Франковская. Впрочем, лишь в последнем регионе отрицательное сальдо обусловлено значительными дотациями, покрывающими убыточность местных бюджетов. Остальные три оказались в конце списка из-за большого числа бюджетных организаций — основной объем платежей из госбюджета здесь составляют ассигнования по защищенным статьям, например — зарплатам.

Очень специфические показатели у Киева. С одной стороны, город генерирует около 40% доходов госбюджета (без учета таможенных), поскольку именно здесь зарегистрированы и платят налоги многие украинские предприятия. С другой, субвенции и дотации на выполнение функций столицы, целевые платежи на строительство метро, мостов и дорог, а также ассигнования многочисленным бюджетным организациям с лихвой перекрывают поступления и превращают Киев в самый дотационный регион из рассматриваемых двадцати шести.

Чтобы зарабатывали сами

Дотирование одних регионов за счет других — обычная для мировой практики ситуация. «Украина — унитарное государство, а значит, для него абсолютно нормально постоянное распределение ресурсов между регионами», — объясняет Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.

Правда, тут есть одно «но». Дело в том, что практически во всем мире бюджетные дотации направлены на то, чтобы подтянуть экономику депрессивных регионов и в будущем уменьшить их потребность в дотациях. Например, в Мексике деньги традиционно зарабатывали промышленные и нефтедобывающие регионы, сосредоточенные на восточном побережье и возле Мехико. Но в последние два десятилетия большая часть денежной помощи из центра системно вкладывалась в развитие сельского хозяйства и туризма — это очень помогло стране, когда государственный нефтедобывающий сектор несколько лет назад оказался на грани кризиса.

В Украине все происходит с точностью до наоборот. За редким исключением объем дотаций определяется не структурными проектами, а сиюминутной политической конъюнктурой. Простой пример: по словам Олега Устенко, когда его фонд проводил аналогичное исследование в 2010 году, результаты были совершенно иными: дотации из госбюджета в расчете на душу населения были минимальными в восточных областях. И максимальными — в западных, за исключением разве что Львовской.

Полностью избавиться от дотационности нереально. Уменьшить дотации и дать стимул к развитию экономики могла бы децентрализация бюджета. По крайней мере, областям не нужно было бы вначале отправлять большую часть своих доходов в центр, чтобы потом ожидать их возвращения. «Проводить эту реформу нужно. Но только постепенно, создавая стимулы для того, чтобы области учились зарабатывать больше, ведь заработанные деньги останутся в их распоряжении», — объясняет Владимир Лановой. По его словам, в мировой практике регионам оставляют обычно именно те налоги, которые взимаются на местах. В то же время платежи, осуществляемые в бюджет при импорте, например, импортные пошлины или акцизы, идут в центральную казну.

За последние 20 лет подобные проекты десятки раз обсуждались в ВР. Однако ни один из них не дошел даже до второго чтения. Что неудивительно. Ведь когда средства движутся сначала из региона, а потом в регион, на таком «движении» всегда можно неплохо заработать. Кроме того, такое «движение» — неплохой инструмент дополнительного контроля регионов центром. Во всяком случае во время последних протестов премьер-министр Николай Азаров позволил себе прямо пригрозить блокированием выплат Госказначейства западным областям — если те будут продолжать митинги протеста.

Добавить комментарий