О работе на природе и том, сколько стоят неосмотрительность и бесшабашность «Репортер» расспросил людей, для которых лес – рабочее место.
Лучше купите пластмассовую…
В не по-весеннему жарком воздухе вьются мухи, мошкара. Люди в белых кепках втыкают в песчаную борозду «меч Колесова» — лопату, на которой вместо совка — узкая длинная металлическая полоса. Качнув ею, в образовавшееся углубление опускают корни маленького и зеленого, как молодой укроп, растеньица – будущей сосны. Потом, еще раз воткнув «меч Колесова», уплотняют почву возле ростка.
— Обмакивали корни? – строго спрашивает у рабочих Виталий Цигипало, инженер Днепродзержинского лесного хозяйства, перешагивая длинные песчаные валы и борозды с ростками сосны в них.
— Обмакивали, — отвечают рабочие. – Ветер жаркий, моментально высыхают.
— Ты ж смотри, поджимай, как положено, — контролирует работу начальник.
— Этот – не жилец, а этот пошел развиваться, значит, будет дерево, — говорит он, нагибаясь над едва видимыми среди песка и чахлой травы ростками, посаженными в прошлые годы. – Предыдущие три лета были аномально теплыми. Мы вручную досаживаем деревья там, где посадки не прижились. С начала года высадили уже больше 30 гектаров. Эти посадки, например, можно увидеть вдоль трассы Днепродзержинск-Орлик. На бывшем горельнике высадили саженцы двух-трехлетней возрастной группы. Кто сам сажал, растил лес, попробовал этот тяжеленный труд, не будет ломать ветки. Мне рабочий как-то говорил: «Чтобы я теперь когда-нибудь срубил елочку? Лучше пластмассовую куплю».
— У нас были случаи самовольной рубки деревьев, продолжает В. Цигипало. – За это люди понесли наказание. Особенно вырубают акации. Акация с диаметром ствола свыше 50 сантиметров стоит около трех тысяч.
— А сухие, упавшие деревья забирать можно?
— Нет. Если хотите срубить сухое дерево или собрать упавшие сухие ветки, надо обратиться в лесничество. Написать заявление, уплатить, и пожалуйста – берите. Мы в прошлом году в Царичанскую районную прокуратуру передали материалы по ущербу на сумму больше 30 тысяч гривен. Подобные случаи также были в Днепродзержинском лесничестве.
Хочешь закурить, окопай территорию
В конце 90-х годов бабушка на дачном участке в районе турбазы Чайка учила внука правильно разжигать костер. Сожгли 16 гектаров зрелого леса. Из-за чьего-то окурка могут погибнуть тысячи деревьев. Костры, курение, то, что связано с отдыхом в лесу, несет большую угрозу посадкам.
— По правилам, если зажигаете огонь, разводите костер, подготовьте место, — говорит В. Цигипало. – Обкопайте место, сделайте углубление. Вокруг углубления надо прокопать ров – на безопасном расстоянии. А в жару в сосновую рощу вообще лучше не идти. Потому, что сухие иголки от трения под ветром накапливают высокий потенциал статического электричества. Они вырабатывают кислород, и тут же его переводят в трехатомную форму – озон. Озон вреден для человека, особенно – в сухом воздухе.
— На праздники лучше идите к воде, чем в лес, — советует Олег Милов – помощник лесничего Николаевского лесничества Днепродзержинского лесного хозяйства. – В прошлом году был курьезный случай. Подходим к костру. Над ним – мангал, шашлык на шампурах, водка, пиво в бутылках и стаканах. А людей нет. «Без вести пропали» — убежали, чтобы избежать ответственности.
– За самовольное сжигание остатков растительности налагается штраф до 1700 гривен, поясняет В. Цигипало. – Если государству нанесен ущерб больше 3 тысяч гривен, предусмотрена уголовная ответственность. Два дерева сгорело – ущерб может превысить 3 тысячи гривен.
Даже в лесу за вами наблюдают
Для защиты леса от пожара в Днепродзержинском лесном хозяйстве организованы ЛПС – лесопожарные станции. На них круглосуточно несут дежурство люди, готовые немедленно выехать на тушение возгораний. На лесных угодьях установлены вышки, с которых наблюдатели обозревают окрестности. Также с вышек круглосуточно ведется автоматическое видеонаблюдение. Видеокамеры установлены в окрестностях Николаевки, Шульговки, Царичанки. А еще наблюдать за территорией лесникам помогают вертолетчики. Если где-то заметили дым, сразу же туда отправляется команда. В распоряжении лесников есть так называемые «модули» — автомобили на базе УАЗа. Эти машины имеют усиленную конструкцию, в них установлены емкости на тысячу литров пожарогасительной смеси, мотопомпы. При проведении рейдов к работникам лесного хозяйства присоединяются областная ГАИ, МЧС. Это помогает сберечь лес.
— И в прошлом, и в позапрошлом году милиция, армейцы дежурили, патрулировали вдоль трасс, окопали участки, и даже в самое пекло у нас не было пожаров, — с гордостью говорит В. Цигипало.
Андрей Забора, Наш репортер