В области – огромный дефицит медицинских кадров, но эти кадры никому не нужны
Последствия поспешной и непродуманной медреформы будут, вероятно, негативно сказываться еще много лет.
Глазами студентов
Мы пообщались с молодыми медиками, заканчивающими интернатуру. Честно говоря, ребята в шоке. Их попросту лишают права работать по выбранной ими специальности. Ведь в облздраве уверены: области нужны только врачи общей практики – семейной медицины.
– Нам негде работать по своим специальностям, – говорят молодые люди. – Все мы, врачи узких специальностей – офтальмологи, невропатологи, гинекологи, стоим перед выбором: или идти работать семейным врачом, или переезжать в другую область, где еще нет медреформы. Еще варианты – попытаться устроиться в частную клинику или же вовсе уходить из медицины, например, в фармакологию.
Когда после окончания шести курсов Медакадемии студенты брали направления в интернатуру, им была обещана работа по специальности. Но в связи с реформированием количество ставок для узких специалистов было резко сокращено.
– Не понимаю, зачем мы девять лет учились своей профессии – чтобы потом сидеть в поликлинике, слушать жалобы на боль в горле и так далее и выписывать направления? – возмущаются интерны-хирурги. – Если бы нам нравилась такая работа, то пошли бы изначально на терапевтов учиться.
Молодые люди пытаются хоть как-то устроиться по своим узким специальностям – на полставки, на ночные дежурства или даже в исправительные учреждения.
– А еще нам строжайше запрещают высказывать хоть какое-то недовольство реформой, – говорят медики. – Вот даже после выхода этой публикации в газете будут пытаться вычислить, с кем именно вы общались.
Облздрав сообщает, что ежегодно в область направляется порядка двухсот молодых специалистов, но 25% выпускников так и не приступают к работе. Что нужно молодому специалисту? Жилье или хотя бы нормальная заработная плата, чтобы иметь возможность его снимать. Якобы как раз для того, чтобы решить эту проблему (ее в облздраве называют «одной из причин»), с 2010 года и была внедрена программа местных стимулов.
«По состоянию на 31 декабря 2012 года финансирование данной программы составляет 47,5 миллиона гривен, они направлены на установку муниципальных надбавок, премирование и предоставление одноразовой помощи, обеспечение медработников первичного звена льготным проездом, мобильной связью, оснащение учреждений спецавтотранспортом, компьютерной техникой и (в последнюю очередь. – Авт.) служебным жильем», – отчитывается облздрав.
В течение прошлого года жилье, по данным управления, получили 48 медработников в 24-х районах. Но по состоянию на начало года в области работало 658 врачей общей практики, а необходимо – 2305. Чем собираются заинтересовывать молодых медиков чиновники?
Не хватает врачей? Будем увольнять!
На последней в прошлом году декабрьской сессии облсовета депутаты приняли решение о реорганизации 24-х лечебных учреждений города и области путем присоединения их друг к другу. Накануне сессии благодаря усилиям фракции КПУ удалось отбить только областную фтизиатрию, которую планировали присоединить к городскому тубдиспансеру. И это в разгар эпидемии туберкулеза!
Мотивация облздрава такова: «При анализе штатного расписания было выявлено, что удельный вес работников данных учреждений 40-52% занимают немедицинские работники, значит, значительный объем финансирования направляется на содержание немедицинского персонала».
Правда, когда после сессии журналисты спрашивали директора областного департамента здравоохранения Валентину Гинзбург о том, сколько именно будет уволено человек в связи с укрупнением медучреждений и какой будет получен экономический эффект, внятного ответа они не получили.
— Этот процесс будет проходить на протяжении двух месяцев, есть штатный приказ МОЗ по формированию штатного расписания в зависимости от количества коек. Есть штатные должности на 70 коек, на 100 коек, и когда будут просчитаны штатные должности в зависимости от коечного фонда и объема финансирования, будет определено: надо, например, 3 бухгалтера или 1, 4 экономиста или 2. Объединение позволит за счет уменьшения этого персонала увеличить количество медицинского персонала, – заверяла Валентина Гинзбург.
На деле получилось по-другому. Первым марта датирован приказ Департамента здравоохранения «О штатных должностях ЛПУ, которые финансируются из облбюджета». К нам в руки попало сразу два варианта данного приказа №260, отличающихся приложениями, в которых перечисляется количество уволенных.
Днепропетровскую горбольницу №7 зачем-то присоединили к больнице «Скорой помощи». Из штатного расписания «семерки», согласно приказу, были выведены такие должности: врач – 1, средний медицинский персонал – 1, специалисты – 8 (во второй версии приказа – 2,5), другой персонал – 2,5 (во второй версии – 8), а введена всего одна должность: врач – 1.
Днепропетровскую поликлинику №5 присоединили к наркодиспансеру, с 1 марта из штатного расписания выведены: врач – 2, средний медперсонал – 1, специалисты – 2, другой персонал – 2; введено: другой персонал – 1.
Днепропетровскую больницу №20 присоединили к городской клинической больнице №11, с марта из штатного расписания 20-й больницы выведены: врачи – 1, специалисты – 2, другой персонал – 1.
Днепропетровская клиническая больница №17 была присоединена к областному кожвендиспансеру, с 4 марта выведено из штатного расписания: врачи – 1, младший медицинский персонал – 6,25, другой персонал – 12,75; введено: врачи – 1.
Днепропетровский онкологический центр был присоединен к онкодиспансеру, с 18 марта из штатного расписания выведено: врачи – 1, младший медперсонал – 2,5, специалисты – 4, другой персонал – 6.
Подобная реорганизация коснулась и некоторых криворожских больниц. Например,
Криворожские поликлиника №1 и поликлиника №2 были присоединены к горбольнице №3, с 11 марта из штатного расписания выведены: врачи – 2, младший медперсонал – 3,75, средний медперсонал – 1,75, специалисты – 6,5, другой персонал – 5.
А к первой горбольнице вообще присоединили сразу три медучреждения:
Городские поликлиники №3 и №4, а также городскую поликлинику Долгинцево», с 18 марта из штатного расписания выведено: врачи – 3, средний медперсонал – 4, младший медперсонал – 14,5, специалисты – 17,75, другой персонал – 56.
Таким образом, из реорганизованных лечебных учреждений всего было уволено 13 врачей (принят – 1), медсестер – 7,75 ставки, младшего медицинского персонала – 43. Как это понимать? Экономия на врачах?
Мотивация
Объединяли больницы, чтобы сэкономить на немедицинском персонале, но под шумок уволили не только бухгалтеров, но и медиков. Мы поинтересовались в облздраве: какого же положительного эффекта они добились этой реорганизацией? Ответ, честно говоря, удивил. Понять логику объединения двух онкодиспансеров в одном Днепропетровске еще можно: создание единого областного реестра выявленных онкопатологий, контроль за ними, устранение нерационального использования коечного фонда и мощностей поликлиники и т.д. А вот больницу №7, оказывается, присоединили к «Скорой помощи», чтобы в семерке можно было направлять больных на рентген и на анализы… ночью. Так следует из письма облздрава:
«… до проведения реорганизации в связи с отсутствием круглосуточной лаборатории больные направлялись в частные лаборатории. На сегодня эти недостатки устранены, и обеспечено круглосуточное бесплатное проведение лабораторных исследований».
Интересно, зачем в седьмой больнице, куда ложатся на плановое лечение, а не по ургентным показаниям (таких как раз везут в «Скорую помощь»), должен круглосуточно работать томограф?
А поликлинику №5 присоединили к наркодиспансеру в том числе и для «обеспечения больных лекарственными препаратами, приобретенными за бюджетные деньги». А без реформы это нельзя было сделать?
Кстати, к нашему наркодиспансеру еще в 2009 году присоединили Павлоградский, это дало возможность «организовать пищеблок с трехразовым питанием, организовать своевременную консультацию врачей узких специальностей и т.д.». Как объединение двух больниц, между которыми 60 километров, может помочь пищеблоку – нам, например, непонятно.
Что касается сэкономленных за счет реорганизации средств, которые должны пойти на улучшение качества предоставляемых услуг, их облздрав подсчитать сможет только в 2014 году. Но есть цифра по наркодиспансеру: за 3 года (после присоединения Павлоградского диспансера) сэкономлено аж… 928 тысяч гривен.
Хотя для сокращения вспомогательного персонала не нужно изобретать реформу или велосипед. Достаточно вспомнить времена СССР, когда бухгалтеров в больницах не было и централизованная бухгалтерия обслуживая десяток медучреждений. И проблем не было, и экономия была.
Но наша реформа задумана не для улучшения медицинской помощи, а для перевода её на платную основу через систему страховой медицины. Когда в больницы придет большой бизнес, «реформаторам» без бухгалтера, конечно, не обойтись. Кто же будет считать их прибыли?..
Юлия Рудая
Газета ГОРОЖАНИН