Фермами, где разводят, например, страусов и перепелов, уже никого не удивишь.
Перепелиные тушки и яйца, которые при Союзе были большим дефицитом и деликатесом, нынче продаются в любом супермаркете. А страусиные фермы есть по пути почти каждого туристического маршрута по Украине. Но не только страусами и перепелами богата наша страна.
Буйволов в Закарпатье разводит эколог из Гамбурга
В 2008 году немец Мишель Якоби путешествовал по экологически чистым местам Европы: Финляндия, Испания, Голландия… Узнав от знакомых о Закарпатье, заехал и туда. И остался там жить.
— Более красивого и чистейшего региона я не видал! — пояснил нам Мишель на ломаном украинском, который зубрит уже четыре года.
Но была еще одна веская причина: молодой эколог решил возродить в Закарпатье популяцию буйволов. Их когда-то разводили в селе Стебливка, но потом стали попросту пускать под нож — содержать их дорого и некому: старикам уже не по силам, а молодежь уезжает в города.
Вернувшись домой, в Гамбург, Мишель организовал фонд, через который стал собирать деньги на буйволов. С небольшой суммой через несколько месяцев снова поехал в Украину. Выкупил у стариков нескольких животных и поселился на окраине Стебливки. Год назад у него появилась подруга и помощница — Ольга Хоменко из Полтавы. У девушки и образование оказалось подходящее — экономика агропромышленного комплекса.
Молодые люди сейчас живут в селе Вертеп и вместе разводят буйволов. У них уже есть 30 голов. Каждый день с шести утра вместе доят буйволиц, потом Мишель кормит животных и вычищает хлева, а Ольга делает сыр. Кстати, сыр из буйволиного молока – гордость фермеров.
— Оно вдвое жирнее коровьего — до 8%. Поэтому и сыр получается особенный, — хвалится Ольга. — Чтобы освоить азы сыроварения, в прошлом году я побывала на мастер-классе в Швейцарии. Весь Интернет перерыла, изучая рецепты. Зато теперь умею делать пять видов: моцареллу, маскарпоне, фету, свежий сыр и выдержанный. С его продажи и живем.
— В Германии я не нашел бы себе такой работы по душе, как здесь, — признается Мишель. — Для меня главное — не комфорт и роскошь. Я хочу быть счастлив. А счастлив я именно здесь.
Нутрии своенравные, зато вкусные
В селах Одесского региона число фермерских хозяйств, которые разводят нутрий, уже исчисляется десятками. А что — дело выгодное! Мясо «водных бобров» диетическое, полезное для тех, у кого проблемы с желудком. Из шкурок же шьют шапки и шубки. Одно неудобство для фермеров — высокие цены на корма.
— Вообще мы выращиваем нутрий для себя, — говорит владелец канадских нутрий-гигантов Инна Петровна из села Котовка. — Немного продаем соседям и через Интернет — чтобы потом закупить корма.
В хозяйстве более 100 здоровенных нутрий. Взрослый зверь вырастает до 15 кг! Продают их по 50-70 грн. за килограмм живого веса.
Выгодны нутрии и тем, что в отличие от, скажем, кроликов практически ничем не болеют и многоплодны. Самка дает потомство два раза в год по 6-7 детенышей, а к восьми месяцам они уже взрослеют.
Но в качестве домашнего питомца «водяного бобра» лучше не брать, говорят фермеры. У нутрии очень своенравный характер и острые зубы: чуть что не по ней, цапнет не задумываясь.
Лекарства из оленьих рогов
Единственная в Украине оленья ферма тоже находится в Закарпатье — между селами Иза и Липча, в 10 км от райцентра Хуст. Занимает 57 гектаров поля и леса. Разводят здесь не карпатских, а северных пятнистых оленей. В основном ради рогов — пантов, обладающих целебными свойствами. Их спиливают на специальном станке, измельчают и заливают спиртом. Потом сдают фармацевтам для производства иммунноукрепляющего препарата «Пантокрин».
— Сейчас у меня около двухсот голов, — с гордостью рассказывает хозяин фермы Михаил Бугаш. — Если хочу созвать их, зову Малыша. Еще год назад он был вожаком стада, но потом молодняк потеснил старика. С новым вожаком общий язык мы пока не нашли — он еще довольно пуглив. Но когда Малыш бежит ко мне, все олени знают: здесь раздают лакомство. Кстати, самое лучшее угощение для них — хлеб.
Содержание оленей — удовольствие дорогое. Весной они уходят вглубь леса и сами пасутся. А вот чтобы прокормить стадо зимой, нужно около 30-40 тысяч гривен — на сено, комбикорма, зерно.
Эта ферма, к слову, возникла еще при Союзе, при местном колхозе имени Мичурина. Первых питомцев привезли из Калининградской области самолетом. Северные животные легко прижились и хорошо плодились. Но в 2003-м колхоз ликвидировали, а оленей решили отстреливать, ведь кормить их было нечем. Мясо раздавали работникам в счет зарплаты.
— К счастью, успели убить только несколько десятков оленей. Потом это издевательство прекратили. Ферма вяло доживала свой век, олени голодали… — говорит пан Михаил. — А когда колхоз распаевали, мне, как сотруднику, передали в пай эту самую ферму. Тогда-то я и решил ее возродить.
Шиншиллы — это не только ценный мех
Сергей Пальчук из Люботина (Харьковская область) организовал свою мини-ферму в 2008 году. Увидел в Интернете фото шиншилл — и загорелся. Причем разводит зверьков не на убой ради меха, а для продажи как домашних питомцев. Стоят они от 200 гривен.
В хозяйстве сейчас около 40 взрослых особей. Разместилось царство грызунов во флигеле во дворе дома Пальчука.
— Первые питомцы были стандартного окраса — серые, черный бархат, а сейчас мы сами формируем окрасы — мозаики, беж… Есть у нас очень востребованные — фиолет, сапфир, голубой бриллиант. Нет разве что королевской ангоры, которая очень дорого стоит, их практически нет в продаже, — говорит Сергей.
Слабое место шиншилл — желудок и мех. Им нужен специальный песок, в котором зверьки могли бы купаться. А еще — температура не выше 25 градусов, так как у шиншилл нет потовых желез, и они не переносят жару.
На пиявках не разбогатеешь…
Единственная в Харькове «Биофабрика медицинских пиявок» принадлежит семье биологов. Ольга (свою фамилию в газете фермеры попросили не печатать) еще при Союзе работала в лаборатории и собиралась заниматься выделением из пиявок гирудина (вещество, которое препятствует образованию тромбов).
— В то время пиявки продавались в каждой аптеке. А после перестройки все изменилось, и мы с мужем стали их разводить, — рассказывает фермер. — Пиявки лечат буквально все, начиная от мигрени и заканчивая инфарктами и инсультами.
Ценных кровососов покупают и врачи, и пациенты со всей Украины, однако озолотиться на пиявках невозможно. Стоит одна всего 10 гривен.
— Зарабатывают на них разве что доктора-гирудотерапевты, которые дерут огромные суммы за профессионально поставленную пиявку, хотя прилепить ее к коже — сущий пустяк, — уверяет биолог.
Процедура эта не болезненная, лишь место прокуса кожи немного чешется. Наевшуюся пиявку отправляют отдыхать в трехлитровую банку, а через три-четыре месяца ее можно снова кормить.
… а на червяках — запросто!
Владимир Шубин из Кременчуга миллионами не ворочает, загородных дач и дорогих авто не имеет. Но живет безбедно и бросать любимое дело не собирается, ведь оно вот уже 23 года приносит ему прибыль и удовольствие. С тех пор как в кризисные 1990-е завод белково-витаминных концентратов, где Владимир работал механиком, пришел в упадок.
— В те годы многие интересовались разведением дождевых червей и производством биогумуса. Я тоже рискнул и купил гибрид красного калифорнийского червя, — рассказывает предприниматель. — Этот червь особенный: только и знает, что ест и быстро размножается. Раз в семь дней из кокона появляются 5 червей.
Сначала Шубин пытался держать питомцев в ящиках в теплице. А потом поселил на улицу — понял, что черви никуда не убегут, так как привязываются к месту. Да и в еде абсолютно неприхотливы — лопают перегной, отходы, листья и солому. Разве что почву для них нужно рыхлить и увлажнять.
Сегодня у Владимира около 150 миллионов калифорнийцев на двух гектарах. Это самая большая популяция в Украине. Но суть бизнеса Шубина — в биогумусе, который производят черви. В год — около тысячи тонн экологически чистого удобрения получается.
Выращивать осликов крымчанина вдохновила дочка
В селе Залесное (Бахчисарайский район) есть единственная в Украине ферма, где не только разводят ослов, но и устраивают туристические прогулки верхом на них. А появилась ферма «Чудо-ослик» благодаря ребенку.
— Как-то я подарил старшей дочери лошадь, — рассказывает создатель фермы Николай Помогалов. — Младшая тоже захотела. Я подумал, что она еще мала для лошадки, а вот ослик будет в самый раз. Так и возникла идея организовать ослиную ферму. Уже четыре года разводим ослов сомалийской и нубийской породы. Начинали с 20 питомцев, сейчас их более 50-ти. Наши ослики, к слову, есть во многих зоопарках страны.
Ослики — невероятно добрые, ласковые и покорные животные, уверяет фермер. Отлично ладят и со взрослыми, и с детьми, и с другими животными. А еще они очень выносливые — выдерживают до 140 кг груза.
Содержание одного ослика в день обходится в 30-50 гривен: еда (овес да сено), ветконтроль, а также обязательные пищевые добавки и прививки. Стоит взрослый ослик порядка 8000 гривен.
Чернобурки ценны своею шкуркой
Разводить чернобурую лису в Харьковской области начали еще в советские годы. А сейчас это частное хозяйство, в котором ежегодно выращивают около 300 чернобурок.
— У нас племенные звери, которые годятся и для разведения, и для меховых изделий, — рассказывает директор зверофермы Александр Гребенчук. — В Украине коллеги у нас есть разве что на западе, с ними мы иногда обмениваемся лисами, чтобы освежить поголовье.
Главная сложность разведения чернобурок — корма. Лисы очень привередливы в еде, их любимое лакомство — говядина. В сутки взрослая лиса съедает 1,5-2 килограмма, малыш — полкило. А на всю ферму в день нужно по 450-600 кило мяса и субпродуктов.
— Где ж столько взять, если поголовье крупного рогатого скота с каждым годом уменьшается? — сокрушается Александр. — Вот и ездим в поисках субпродуктов по всей стране.
К тому же лисы склонны к многочисленным заболеваниям, а отсюда немалые расходы на ветеринаров, вакцины и витамины.
Живут чернобурки на улице в шедах (блок клеток с перегородками). Каждое животное находится отдельно — чтобы не дрались и не царапали друг друга.
— Ведь если останется даже маленький шрам или при проверке выпадет несколько волосков, шкурку могут забраковать, — поясняет Гребенчук.
При этом расценки на шкурки отнюдь не сказочные — от 200 грн. Живая лисица — от 500 грн.
Компетентно
Чтобы стать успешным, нужно найти свою нишу
— Отечественные фермеры сегодня достаточно успешны в так называемых «нишевых» продуктах — сферах, куда не входит крупный бизнес, — разъясняет президент Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситца. — Производство фазанов, нутрий, шиншилл занимает свою узкую нишу и берет не масштабами, а качеством. В то же время мелкие хозяйства, которые решают заняться широко распространенным в Украине бизнесом — например, производством зерновых, масленичных культур, — сталкиваются с тем, что затратная часть такого производства очень большая. И их продукция неизбежно проиграет продукции крупных игроков рынка в первую очередь по цене.
Фазаны — забава для охотников
Фазаньих ферм тоже уже немало. Разводят этих птиц, как правило, на продажу ресторанам, ведь дичь — украшение любого меню. Пара птиц стоит порядка 600 гривен. А еще — для забавы охотникам.
— Купленных фазанов выпускаем в степную балку, заросшую кустарником и деревьями. А потом на них начинается охота, — рассказала менеджер фермы из села Фрумушик Одесской области Анна Капрал. — Охотникам помогают егеря и собаки. Так что в основном 50-80 процентов выпущенной птицы становится добычей. Тем, кому повезло выжить, остаются на воле.
На фермах выращивают серебристых, золотых, королевских и алмазных фазанов. Мороки с ними мало. В еде неприхотливы, живут постоянно на улице, могут перенести даже 50-градусный мороз.