Киев — столица сельского хозяйства, а бензин сейчас стоит дешевле, чем в 2008 году. В это верится с трудом, но факты — упрямая вещь. Мы подготовили десяток графиков, которые заставят задуматься или даже изменить ваши взгляды на экономику Украины.
1. Более 50% экспортной продукции столицы Украины составляет… продукция сельского хозяйства!
Львов — столица туризма. Днепропетровск — город ракетчиков. Одесса — город моряков…
Кто бы мог подумать, что Киев — это город аграриев?! Обратите внимание: основными экспортными товарами столицы в 2014 году были зерно и подсолнечное масло. Это объясняется тем, что в Киеве зарегистрированы офисы крупных аграрных холдингов.
Каковы объемы экспорта более привычной для Киева продукции? Например, посмотрите на тоненький сегмент голубого цвета, расположенный на нашем графике слева — такую долю составляет экспорт самолетов. При этом общий объем экспорта из Киева в прошлом году составил $11,5 млрд.
2. Киев заработал на экспорте больше, чем Донецк. Это случилось впервые за 20 лет!
Впервые с начала 21 века Киев стал крупнейшим экспортером страны, если не учитывать экспорт Киевской области. Мы умышленно подсчитали именно так.
Дело в том, что за последнее десятилетие Донецк и Днепропетровск доминировали в украинской экономике, и эти позиции отражались и в политической жизни страны. Киеву просто нечего было противопоставить экономически сильным и политически монолитным регионам, в которых экспортная выручка консолидировалась практически в одних руках.
В драматичном для экономики Востока Украины 2014 году Киев впервые за многие годы вышел в лидеры. Кто знает, возможно, это так же скажется на политической жизни страны. Особенно если учесть, что половину киевского экспорта генерируют аграрии.
3. На самом деле, бензин сейчас стоит дешевле, чем в 2012-2014 годах (если считать в долларах)
Видели, сколько стоит бензин? Не верьте своим глазам. Если взять стоимость бензина в долларах, то сейчас его цена ниже, чем была в середине 2008 года и даже ниже, чем она была в последние три года. Это происходит потому, что цена на бензин в Украине формируется за счет трех факторов:
- Цена нефти;
- Налоги;
- Курс гривны к доллару.
Начиная с августа 2014 года, цена на нефть значительно снизилась. В то же время курс доллара вырос. Налоги практически не повлияли на ситуацию, так как взимаются в евро, а евро по отношению к доллару упал.
Конечно, если вы получаете доходы в гривне, то для вас эта информация не имеет никакого смысла. Но иногда стоит смотреть на вещи с точки зрения глобального рынка.
4. Бензин таки дешевеет (в долларах) из-за падения цены на нефть
Если вы следили за ценами на нефть только в надежде увидеть скорый крах экономики России, то мы хотим предложить менее эмоциональный повод для такого мониторинга.
Мы изучили, как менялась цена 95-го бензина в долларовом эквиваленте в сравнении с мировыми ценами на нефть, и обнаружили прямую зависимость. Конечно, из-за стремительного роста курса гривны сложно почувствовать эффект от снижения цены на нефть. Однако, когда в следующий раз вы услышите новость о том, что цены на фьючерсы нефти марки Brent снова упали, вы будете знать, что в этом хорошего лично для вас.
5. В прошлом году Украина купила за рубежом лекарств на $2,5 млрд. Это почти половина стоимости российского газа!
Все знают, что закупки дорогущего российского газа вымывают валютные средства из экономики страны, ухудшают торговый баланс и, в итоге,отрицательно влияют на курс гривны.
Но давайте посмотрим на проблему шире. Что еще Украина закупает за рубежом, расходуя такое же безумное количество валюты, как на покупку газа?
Например, лекарства. Несмотря на подорожавшие более чем в два раза в 2014 г. импортные лекарства (девальвация + 7% НДС), их закупка снизились всего на 20%. Причина в том, что отечественная фармацевтическая индустрия не всегда может предложить аналоги. И если импорт газа мы в состоянии существенно сократить, то без каких-либо шагов на фармрынке это будет сделать очень сложно.
6. На дорогах Украины в год гибнет столько же людей, сколько погибло в войне на Донбассе.
Этот график в комментариях не нуждается. Пока Украина ведет войну с оккупантами, на дорогах страны проходит своя война, в которой гибнет лишь немногим меньше людей.
Согласно оценкам миссии ООН по мониторингу ситуации по правам человека в Украине, с начала АТО на Донбассе погибло более 6 тыс. человек. При этом количество погибших военнослужащих со стороны Украины — около 1,5 тыс.
То есть количество гражданского населения, погибшего в ДТП и на Донбассе — примерно одинаковое.
Если вам показалось, что этот график не имеет отношения к экономике страны, обратите внимание на исследование The Economist о динамике ДТП в богатых и развивающихся странах.
7. Экспорт услуг также приносит ощутимые доходы
Традиционно, когда говорят об экспорте, имеют в виду материальные вещи — зерно, металл и т.п. В то же время существенную часть экспорта занимают нематериальные услуги.
Соотношение экспорта товаров и экспорта услуг, как правило, указывает на сформированный тип экономики — индустриальный или постиндустриальный. Например, доля услуг в экспорте США — 30%, в странах ЕС — 28%.
Перспективная сфера IT сейчас приносит Украине чуть менее 2% от всего объема экспорта.
8. В 2014 году главным покупателем украинского оружия оказалась… Россия!
Несмотря на огромный внутренний спрос на новое вооружение, Украина в 2014 году продолжала выполнять внешнеэкономические контракты на поставку продукции военного назначения, в том числе и в Россию. Туда были поставлены самолеты и двигатели.
9. Китайский металл вытесняет с рынка украинский
Замедление в строительной отрасли Китая — главном потребителе металла — повлекли за собой избыток его предложения на внутреннем рынке. Как следствие, китайская металлургия переориентировалась на экспорт. В феврале 2015 года экспорт достиг рекордных 100 млн. метрических тонн. По мнению Financial Times, Китай просто взрывает глобальный рынок металла.
В период строительного бума Китай активно закупал украинский металл, но сейчас, помимо уже произошедшего отказа от его закупок, начинается вытеснение украинского металла с экспортных рынков. Что это значит для устаревших металлургических заводов на Востоке Украины, многие из которых остались в зоне окуппации — вы знаете.
10. Украина — страна дешевой рабочей силы: зарплата рабочего на заводе в Украине в 4 раза меньше его китайского коллеги
Представлениям людей об окружающем мире свойственна определенная инерционность. Именно поэтому вы до сих пор считаете Китай или Вьетнам странами с дешевой рабочей силой. Факты говорят о другом: средняя зарплата рабочего на заводе в Китае в 4 раза выше, чем в Украине. Вьетнамский рабочий в промышленности получает в 1,5 раза больше.
Причина в том, что сильнейшее обесценивание гривны значительно снизило зарплату в долларовом эквиваленте. С другой стороны, стоимость размещения промышленных заказов в Украине сейчас меньше, чем где бы то ни было в Европе. И если для населения это плохо, то для экономики — это возможность.