Домой Дача, сад, огород Разведение кроликов – выгодный бизнес

Разведение кроликов – выгодный бизнес

4202
0

Еще не так давно кролиководство в Украине было развито практически на равных с другими сферами животноводства. Но потребление мяса кроликов, его экспорт, разведение поголовья – все это постепенно утратило позиции на украинском рынке. Во второй половине 2000-х кролиководство снова вышло на прибыльную дорогу. Отраслью стали заниматься все больше частных предприятий. Сегодня разведение кроликов считается весьма перспективным делом. В стране еще не развилась острая конкуренция, а рынки запада и востока готовы купить кроликов как для разведения, так и на мясо. Перспективно ли, все же, начать в современных условиях украинского животноводческого рынка заняться разведением кроликов в коммерческих объемах?

Для того, чтобы разводить кроликов в Украине, да еще и заниматься этим делом в промышленных масштабах, необходимо иметь не только хороший стартовый капитал, но и запас энтузиазма. Зато такой бизнес, по мнению владельцев подобных ферм, доставляет куда больше удовольствия, чем традиционные для Украины виды животноводства. Помимо этого, потребление мяса кролика, а также разведение этого вида животных, развивается в мире огромными темпами. Поэтому выручка прибыли при правильной организации бизнеса должна стать делом времени.

Живой пример удачного бизнесмена

Выращивать кроликов житель Хмельницкой области, директор кролефермы «ЭкоКрол» Олег Мулык, начал в 2006 году. Тогда, точно также как и в данный момент, практически все поголовье кроликов в государстве содержалось в крестьянских хозяйствах, и как бизнес это направление животноводства никто всерьез не рассматривал. «На тот момент крольчатины на рынке было немного, — вспоминает г-н Мулык. — Мне это дело показалось выгодным, я оборудовал крольчатник, заказал кроликов и теперь поголовье в моем хозяйстве составляет полторы тысячи особей». Пример хмельницкого предпринимателя во многом показателен. Ведь все еще основа кролиководческого бизнеса страны — фермы, где содержится от нескольких сотен до 2-х тысяч животных. Вмести с этим больших кролеферм буквально нет. Всего некоторое количество энтузиастов рискнули основать предприятия на 10 тыс. и больше животных, вложив в этот бизнес миллионы гривен. Наиболее находчивым из них удается продавать кроличье мясо и субпродукты не только лишь в Украине, но также за границей. Государство же пока по достоинству не оценило старания кролиководов, оставляя их без дотаций и поддержки.

Непросто поверить, однако в середине 1980-х годов украинские кролиководы обеспечивали едва ли не десятую часть вселенского объема крольчатины, продавая каждый год в пределах 140 тыс. тонн мяса и 40 млн шкурок. Теперь же производят в шесть раз меньше, хотя спрос на эту продукцию в мире сохранился. В рознице один килограмм мяса кролика в среднем стоит 50–70 грн. Но даже высокая цена не отпугивает покупателей. Подсчитано, что в месяц украинскому рынку требуется по крайней мере 40–45 т мяса кроликов.

Не мясом единым

Продажа мяса кролика — не единственный источник дохода фермеров. Например, шкурки кроликов используют для изготовления обуви. Также ценят мех животных, который как в натуральном виде, так и в перекрашенном под нутрию, выдру, соболя и песца идет на пошив шуб, шапок и другой меховой одежды. «Кролик полностью разделывается. Мясо мы продаем в торговые сети, а шкурки сбываем компаниям, которые направляют их на последующую переработку в Китай и Европу», — объясняет Андрей Бущан, предприятие которого ежемесячно производит в среднем в пределах 17,6 тонн мяса при поголовье в 50 тыс. особей.

Еще один источник прибыли — реализация живых кроликов. «Основная специализация нашего хозяйства — выращивание племенного поголовья. Мясо у нас на 2-м месте», — разъясняет Константин Чепига. Согласно заявлению предпринимателя, продажа живых кролей — более рентабельный бизнес, чем реализация мясной продукции. «Спрос на кроличье мясо сезонный и непостоянный — от избытка резко переходит в дефицит. Стабильно мясо продается перед Новогодними праздниками и Пасхой. Затем все лето наблюдается затишье, — говорит г-н Чепига. — И когда спрос не слишком велик, многие кролиководы начинают занижать цены, что негативно сказывается на остальных хозяйствах. Необычной выгоды от этого нет, и такими действиями фермеры только причиняют неудобства друг дружке».

Фермеры признаются, что кролики — чрезвычайно привередливые представители животного мира. В связи с этим крольчатники рекомендуется строить подальше от автомагистралей, аэропортов, других ферм и водоемов. Но уж тем более кролики переборчивы в пище. В следствии чего предприниматели, для того чтобы не рисковать здоровьем поголовья, вынуждены производить корма самостоятельно. В компании «Элит Кроль» отыскали выход из ситуации, установив комбикормовое оборудование. Сырье для кормов предприятие систематично приобретает в хозяйствах Винницкой области, где расположена кролеферма. «Три года назад мы пробовали сотрудничать с заводами по производству комбикормов, но их продукция нас не устроила, — говорит г-н Чепига. — Я даже не думал, что возникнет проблема с кормами. Мне казалось, что я буду заниматься кролями, а комбикорм для них куплю. Но не все так просто, как казалось! Как выяснилось, что на плохом комбикорме производительность кролей ухудшается. При неправильной кормежке им не хватает жизненных сил, отсюда и болезни, и непродуктивное потомство».

Европа потребляет, Украина не спешит на этом заработать

Предприниматели, не планирующие включать в себя многотысячное поголовье, могут обойтись накладными расходами около от $10 до $20 тыс. Не говоря уже о том, что, на рынке есть фирмы, предоставляющие услуги по строительству крольчатников и поставкам животных. Согласно заявлению Натальи Григорьевой, менеджера проекта «Раббакс Текнолоджи», их корпорация развивает направление так называемого экокролиководства, ориентирующегося на получение органической продукции. «Оптимально начинать бизнес с 10–20 голов, — говорит Наталья. — Более или менее готовое хозяйство со всей инфраструктурой для бизнеса стоит в пределах $20 тыс.». В эту сумму, согласно заявлению специалиста, входит установка мини-ферм (сооружений, где обитают кроли), пусконаладка и инфраструктурная подвязка. «Если это предоставить только как документальный пакет, по которому заказчик все делает сам, хозяйство обойдется в $10 тыс.», — добавляет г-жа Григорьева. При всем при этом она объясняет, что рентабельность экокролиководства та же, как и в традиционном варианте — в среднем в пределах 40 процентов. «Но если продавать по реальной цене продукт экстра-класса, рентабельность выше. Но в этом и заключается вся сложность, кроме того ментальная — трудно убедить потребителей производить покупку дорогой экологически чистый продукт», — резюмирует эксперт.

Наконец, хочется немного добавить о том, что в мире рынок крольчатины развит куда более, чем в Украине. К примеру, в Китае съедают 500 тысяч тонн в год мяса кролика, а в Западной Европе потребление крольчатины стоит на 4-м месте в списке животноводческого потребления. В Италии, Испании и Франции отрасль более чем развита. Перечисленные страны обеспечивают почти весь рынок Европейского союза свежей и качественной крольчатиной. По тому же пути решили пойти и в Венгрии. Представители Восточной Европы осознали, насколько перспективным и выгодным является кролиководство и развернули на территории страны массу ферм. Украина также могла бы стать поставщиком крольчатины, причем опыт массового производства данного вида мяса у страны уже есть.

В. Костенко

Добавить комментарий