По всей Украине идет волна устранения меров городов и голов сельрад, неудобных для «вертикали власти», примерно по одному и тому же сценарию — «елизаветовскому».
Власть пошла войной на мэров, не принадлежащих к Партии регионов. Цель этой “зачистки” — получить послушных исполнителей, которые обеспечат ПР достойный результат на парламентских выборах, — пишет Ирина Соломко в № 20 журнала Корреспондент от 25 мая 2012 года
Юрий Бова, мэр города Тростянца, что на Сумщине, за последние пару месяцев значительно расширил список своих навыков. Теперь он умеет не только руководить населенным пунктом — Бова наловчился собирать своих сторонников в мобильные группы и освоил азы обороны здания мэрии от крепких “рейдеров”.
[box type=»note»]Освоить “смежные специальности” председателю горсовета пришлось после того, как 19 местных провластных депутатов, нарушив регламент, решили досрочно прекратить его полномочия. А после на протяжении месяца делали попытки силой отобрать у Бовы печать и выгнать его с рабочего места. Сейчас, правда, война уже перешла в юридическую плоскость — мэр оспаривает в судах решение горсовета о своем снятии.[/box]
Для главы Тростянца вся эта война имеет политическую подоплеку: трижды мэр, он не принадлежит к правящей Партии регионов. А значит, выглядит ненадежным кадром, который не сможет дать по городу положительный результат для партии власти на осенних парламентских выборах.
“Им [регионалам] надо, чтобы на территориях были свои люди, которые контролировали бы весь процесс. В районе прекрасно знают мой характер и то, что я не буду сидеть и смотреть на нарушения сквозь пальцы”, — поясняет Бова причины, по которым на его голову и свалились все неприятности.
Для Ольги Айвазовской, главы правления неаправительственной организации Гражданская сеть Опора, занятой обеспечением открытости и прозрачности органов госвласти и местного самоуправления, события в Тростянце не случай, а часть тенденции общегосударственного уровня.
По ее наблюдениям, мэры украинских городов все чаще меняют партийность, переходя под крыло ПР, или их переизбирают, заменяя провластными кандидатами. В результате за последние полтора года, прошедшие после местных выборов, ряды регионалов пополнились 20 главами горсоветов.
Это позволило президентской политической силе сконцентрировать в своих руках контроль над 217 городами страны. С учетом того, что всего в Украине 455 населенных пунктов подобного типа, выходит, что “региональными” стали почти половина из них.
Особенно этот процесс, по словам главы Опоры, усилился весной, когда ПР взялась за подготовку к осенним выборам в Верховную Раду.
“Миграция мэров, причем зачастую под давлением, в сторону партии власти продолжается. Мэры — мощная сила, которую власть хочет иметь в своих руках”, — говорит Айвазовская. Цель этой “акции” — ПР пытается обеспечить себе победу на парламентских выборах.
Незаметные бои
Осенью 2010 года Андрей Стулин выставил свою кандидатуру от тимошенковской партии Батьківщина на пост мэра Южноукраинска — города в Николаевской области. И под знаменами оппозиционной силы победил.
Не прошло и полутора лет, как кресло из-под него выбили регионалы. Для этого сторонники Президента Виктора Януковича воспользовались законом, вступившим в силу с 1 июля 2011-го, уже после избрания Стулина мэром.
Согласно этому документу любой чиновник считается коррупционером, если он входит в высшие управляющие органы коммерческих структур. На свою беду Стулин оказался учредителем одного из предприятий. В результате суд признал его коррупционером, оштрафовал на 2 тыс. грн., а депутаты горсовета лишили мэрских полномочий.
Главное оружие регионалов — распределение бюджетных средств, идущих из центра.
“Меня сняли потому, что я избирался от Батьківщини”, — резюмирует экс-чиновник.
Оппонентов Стулина не остановило то, что Конституционный суд с подачи нардепов-регионалов изменил спорное положение антикоррупционного закона, так как под его действие попадали большинство членов нынешнего Кабмина. Вице-премьеры и министры не пострадали, но Стулину от этого не легче: учитывая его политические взгляды, местные власти не стали идти на попятную.
Отмененный пункт антикоррупционного закона — лишь одно из средств, используемых регионалами в борьбе с неугодными мэрами. К примеру, кроме Стулина его применили еще и против Бовы.
Однако главное оружие регионалов — распределение бюджетных средств, идущих из центра. Без них мэрам нелегко: госдотации для большинства городов являются ключевым источником формирования муниципальной казны. В таких условиях многие городские руководители становятся чуткими к желаниям вышестоящего начальства и по его просьбе зачастую решают без эксцессов поменять свой нынешний партбилет, вступив в ПР.
[box type=»info» size=»large»]Бова, в частности, рассказывает, что его тоже пытались шантажировать госсредствами и обрезали финансирование почти в шесть раз: с 1,7 млн грн. за год до 300 тыс. грн.[/box]
Зависимость градоначальников от высших госчиновников признают и регионалы. Олег Надоша, нардеп фракции ПР, бывший мэр и член парламентского комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления, говорит, что мэру лучше быть “с властью”. Ведь бюджеты распределяют через областную или районную администрации.
“Нельзя не сотрудничать с властью — он [мэр] тогда не может выполнять свои функции”, — отмечает нардеп. Надоша, впрочем, признает, что подобное положение вещей неправильное, и требует реформ ради расширения самостоятельности местной власти.
А вот в случае с Ольгой Омельчук, экс-мэром Нетишина — города атомщиков на севере Хмельницкой области, финансового шантажа не применяли. Местный совет просто решил: руководитель завалила работу исполкома. Хотя решений суда относительно нарушений, допущенных мэром, нет, эти тонкости провластное большинство не остановили. Как не остановило и то, что депутатам не хватило одного голоса, чтобы сделать постановление об отставке легитимным.
Но дело сделано: беспартийный мэр, баллотировавшийся от оппозиционного Фронту змін (ФЗ), снят, а его обязанности исполняет, как и положено по закону в таких ситуациях, секретарь горсовета. В данном случае им оказался депутат, сотрудничающий, по словам Омельчук, с властью.
Подобное стало уже системой: только за последнее время, по данным Опоры, в разных регионах страны пяти оппозиционным или сочувствующим оппозиции мэрам местные депутаты указали на дверь.
О том, что речь идет о политической борьбе в чистом виде, говорит дальнейший сценарий, по которому развиваются последующие события. В Нетишине, к примеру, вслед за отставкой мэра и назначением на этот пост исполняющего обязанности, лояльного власти, воцарилась тишина. Хотя Верховная Рада должна была бы инициировать досрочные выборы в “пустом” городе. Но она этого не делает.
В Украине “пустуют” еще несколько городов кроме Нетишина, где сняли оппозиционных мэров. Речь идет о Черновцах, где вместо снятого градоначальника областным центром руководит Виталий Михайлишин, секретарь горсовета и член ПР. В Черновицкой области уже почти год вакантно кресло мэра Новоднестровска, которое ранее занимал Руслан Панчишин, член ФЗ.
В Ахтырке, что на Сумщине, отставленного главу горсовета подменяет секретарь, и это также член ПР. Точно такая же ситуация и в Южноукраинске: место изгнанного Стулина занял секретарь-регионал Евгений Квасневский.
Сергей Подгорный, нардеп-бютовец и член комитета по вопросам госстроительства, говорит: оппозиция несколько раз инициировала проведение выборов в этих проблемных городах. Но пропрезидентское большинство во главе с регионалами за эти решения просто не голосует.
“Там, где у регионалов есть интерес [где после отставки мэра власть даже на время оказалась в руках ПР], они голосования за новую дату выборов проваливают”, — поясняет депутат. Представители партии власти просто тянут время до общенациональных парламентских выборов, фиксируя нынешний статус-кво.
Мэров под осень считают
Вся эта мэрская катавасия, по мнению экспертов, затеяна властью лишь ради того, чтобы на осенних выборах добиться положительного для себя результата.
Правда, Надоша уверяет, что возможности мэров повлиять на избирателей не так велики, как о том говорит оппозиция. “Роль мэра в этом процессе сильно преувеличена. У него сугубо технические функции”, — говорит он Корреспонденту.
Однако Подгорный объясняет, что “технические функции” на самом деле приводят к тому, что на выборах в руках главы горсовета сосредоточены значительные полномочия.
Во-первых, он контролирует бюджетников — врачей и учителей, самую уязвимую категорию избирателей, которая зачастую организованно голосует за тех, кто нужен городскому начальству. Во-вторых, мэр отвечает за формирование избирательных комиссий. И вполне может сделать так, что в них число представителей партии власти и ее сателлитов будет больше, чем у оппозиции. Это открывает двери перед админресурсом и значительно облегчает фальсификации.
Помимо этого, именно мэр отвечает за обустройство участков и может сделать так, чтобы они, к примеру, были тесными. В таких условиях тяжело работать наблюдателям, а столпотворение помогает применять нечестные технологии.
В отличие от Подгорного, который мыслит тактически, политолог Вадим Карасев видит в атаке на неугодных мэров глобальную стратегию власти. Мол, Президент и его соратники сегодня хотят взять под контроль все. Причем речь идет не только о влиянии на административный ресурс. Власть стремится контролировать еще и политическую, а также общественную часть жизни общества. И захват власти в городах — часть этого плана.
“Позиция власти такова: оппозиция должна быть вытолкнута из власти и стать маргинальной без каких-либо рычагов влияния”, — говорит о конечных задачах этого плана Карасев.
Многоглавая власть
Как изменился партийный состав мэров украинских городов за два года
Партийная |
Количество мэров сразу после выборов 31 октября 2010 года, чел. |
Количество мэров |
Партия регионов |
197 |
217 |
Внепартийные |
144 |
123 |
ВО Батьківщина |
28 |
25 |
Наша Украина |
11 |
11 |
Народная партия |
12 |
10 |
Единый центр |
8 |
8 |
КПУ |
7 |
8 |
Фронт змін |
8 |
8 |
Сильная Украина |
7 |
6 |
Украинская народная партия |
6 |
6 |
Бои местного значения
Города Украины, мэры которых сменили свои партийную принадлежность в последнее время
Город |
Партийная принадлежность |
Партийная принадлежность |
Белогорск (Крым) |
внепартийный |
Партия регионов |
Липовец (Винницкая обл.) |
внепартийный |
КПУ |
Ямполь (Винницкая обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Никополь (Днепропетровская обл.) |
Справедливая Украина |
Партия регионов |
Рахов (Закарпатская обл.) |
внепартийный |
Украинская республиканская |
Ужгород (Закарпатская обл.) |
Партія екологічного порятунку Еко+25% |
Партия регионов |
Вольнянск (Запорожская обл.) |
Сильная Украина |
Партия регионов |
Днепрорудное (Запорожская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Запорожье |
Батьківщина |
Партия регионов |
Калуш (Ивано-Франковская обл.) |
Украинская партия |
Гражданская позиция |
Березань (Киевская обл.) |
Народная партия |
Партия регионов |
Борисполь (Киевская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Буча (Киевская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Гайворон (Кировоградская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Александровск (Луганская обл.) |
Партия регионов |
внепартийный |
Новая Одесса (Николаевская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Кременчуг (Полтавская обл.) |
Батьківщина |
внепартийный |
Лебедин (Сумская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Кременец (Тернопольская обл.) |
— |
УДАР |
Чертков (Тернопольская обл.) |
— |
Украинская республиканская партия Собор |
Лозовая (Харьковская обл.) |
Партия промышленников и предпринимателей |
Партия регионов |
Чугуев (Харьковская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Шепетовка (Хмельницкая обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Золотоноша (Черкасская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Нежин (Черниговская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Остер (Черниговская обл.) |
Сильная Украина |
внепартийный |
Семеновка (Черниговская обл.) |
Народная партия |
внепартийный |
Чернигов (Черниговская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Белгород-Днестровский (Одесская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Болград (Одесская обл.) |
Партия регионов |
внепартийный |
Города, у нынешних мэров которых возникли проблемы на почве их партийности
Город
|
Партийная принадлежность |
Партийная принадлежность |
Жмеринка (Винницкая обл.) |
СПУ |
СПУ |
Киев |
Христианско-либеральная партия Украины |
Христианско-либеральная партия Украины |
Васильков (Киевская обл.) |
Партия регионов |
Партия регионов |
Вишневое (Киевская обл.) |
внепартийный |
Партия регионов |
Стаханов (Луганская обл.) |
внепартийный |
внепартийный |
Южноукраинск (Николаевская обл.) |
Батьківщина |
Батьківщина |
Тростянец (Сумская обл.) |
Рідне місто |
Рідне місто |
Нетешин (Хмельницкая обл.) |
внепартийный |
внепартийный |
Новоднестровск (Черновицкая обл.) |
Фронт змін |
Фронт змін |
Черновцы |
внепартийный |
внепартийный |
Дебальцево (Донецкая обл.) |
внепартийный |
— |
Ну и постскриптуп:
Терпение закончилось: тростянецкий мэр решил разогнать депутатов горсовета
Мэр Тростянца Юрий БОВА инициирует проведение референдума о роспуске Тростянецкого горсовета. Этот вопрос будет вынесен на сессию горсовета 10 апреля.
Подобное решение мэр принял после очередного срыва депутатами большинства сессии, которая должна была состояться 27 марта.
В сессионный зал явилось только 16 депутатов. В отсутствие кворума Юрий Бова вынужден был закрыть заседание. «Горсовет не работает, важные вопросы для города не решаются. Пусть тростянчане выскажут свое отношение к такой позиции депутатов», — заявил мэр. В случае если депутаты сорвут сессию, назначенную на 10 апреля, он планирует обратиться в парламент с просьбой назначить в городе новые выборы горсовета.
[box type=»info»]Таким образом, ситуация в Тростянце и других городах развивается в почти 100% соответствии со сценарием захвата власти в с.Елизаветовка, Петриковского района, где был незаконно смещен с поста головы молодой председатель села Максим Голосной. Подробнее тут.[/box]