«Причем тут горсовет? А что может городской голова? Это не в компетенции органов местного самоуправления!..» — такое можно услышать от местных управляющих и их сообщников в ответ на вопросы и претензии горожан-работодателей. В то же время местное самоуправление иногда совершает действия, которых, по закону, совершать не должно.
Вопросов и претензий к управляющим Каменского становится все больше, поэтому горожанам полезно будет узнать, чем должны заниматься органы местного самоуправления и что входит в их компетенцию.
Верховный Суд Украины в ноябре поставил крест на попытках органов местного самоуправления ограничивать по времени продажу алкогольных напитков. Устанавливать подобные лимиты – не в компетенции городских управляющих, решили судьи. Таким образом, потеряло силу и решение горсовета Каменского о запрете продажи спиртного в вечерне-ночное время. Еще городское самоуправление решением горсовета фактически запретило газопоставщикам устанавливать свое оборудование (ящики под общедомовые счетчики) на имущество собственников жилых домов без разрешения жильцов-сособственников. Газовщики примерно год безнаказанно игнорируют этот запрет, умышленно устраивая так называемые аварии на газовых коммуникациях…
Это лишь пара понятных большинству примеров того, как местное самоуправление «может то, что хочет» и «не может того, чего не хочет».
Основные полномочия органов местного самоуправления определены Конституцией Украины и Законом «О местном самоуправлении» (другие законы и подзаконные акты уточняют эти полномочия).
Закон в статье 2 определяет понятие «местное самоуправление» как гарантированное право жителей населенного пункта решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.
Статья 143 Конституции дает право жителям населенных пунктов самостоятельно (для этого надо быть объединенными в территориальную общину) или через органы местного самоуправления управлять общим (коммунальным) имуществом – зданиями, тепло- и водопроводными коммуникациями, дорогами, парками, фонтанами и зелеными насаждениями.
Продолжим рассматривать полномочия местного самоуправления в самой наглядной и важной для большинства жителей сфере – жилищно-коммунальном хозяйстве. Здесь самоуправление (в нашем случае это городской совет и его исполнительные органы – исполнительный комитет, департаменты и прочие подразделения) может и должно управлять объектами жилищно-коммунального хозяйства так, чтобы все работало и выполняло свои функции надлежащим образом. То есть трубы отопления должны обогревать жилье, а не улицы и атмосферу. Вода из крана должна быть питьевой и течь по трубам, а не по дороге. Дороги должны быть проезжими везде, а не только там, где будет ехать губернатор. Озеленять город должны живые растения, а не трухлявые пни и засохшие саженцы. Мусор должен находиться на свалке, а не летать по дворам…
Скользкий вопрос – многоквартирные жилые дома. Они – общая собственность жильцов приватизированных квартир, а не общая собственность всех жителей населенного пункта (коммунальная собственность). «Дома ваши, и забота о них – ваша», — говорят сегодня управляющие. Да, забота наша – вот мы и поручили органам местного самоуправления эту заботу, согласно Закону, относящему к полномочиям исполнительных органов организацию за счет собственных средств (бюджет) или на паях реконструкции и ремонта жилых домов. Органы самоуправления обязаны помогать жителям в ремонте жилья, говорит Закон.
Для управления жилкоммунхозом самоуправление может создавать коммунальные предприятия и должно контролировать их работу. То есть, когда управляющие назначают обслуживать жилье коммунальную компанию, которая фактически ни за что не отвечает и не предоставляет комплекса услуг по управлению домом – это повод для сомнений в компетенции такого управления и самоуправления. Когда управляющий говорит, что директор коммунального предприятия не хочет показывать расчет тарифа на свои услуги – это не смешно, это противозаконно…
Когда самоуправление действует незаконно – налицо сговор группы лиц с целью организованного совершения противоправных действий, то есть сигнал для горожан и правоохранительных органов: населенным пунктом управляет организованная преступная группировка!
Самоуправление планирует местный бюджет – его наполнение и расход средств. То есть, когда управляющие говорят, что не хватает денег на обеспечение безопасности жителей, и в то же время тратят десятки миллионов на строительство развлекательных объектов – можно ли считать такое управление правильным?..
Мы рассмотрели лишь отдельные полномочия местного самоуправления – этого пока достаточно для любознательных горожан-работодателей, чтобы начать разбираться, что можно спрашивать с избранных ими депутатов горсовета и нанятых ими чиновников исполнительных органов этого совета.
Разговор о других полномочиях и особенностях работы местной власти – впереди.