О добыче сланцевого газа в Украине сказано не мало слов. Акция протеста и митинги, конференции и разъяснительные работы о фрекинге велись активно. Кто-то пел деффирамбы новшеству и разрисовывал перспективы газовой независимости Украины. Другие же наоборот, просили и требовали приостановить проекты по добыче сланца в стране, предвидя экологическую катастрофу.
Корреспондент «Провокация» встретился с независимым экспертом-экологом председателем ХООО «Зеленый фронт» Олегом Перегоном. Вместе попробывали разобраться в ситуации и нюансах связанных с добычей сланца с помощью фреккинга. Кроме этого выяснились и экологические и этические проблемы Харьковщины.
— Расскажите, как специалист–эколог, Вашу позицию о целесообразности добычи сланцевого газа в Украине и приведите убедительные аргументы и факты своему мнению?
— Что касается целесообразности реализации этого авантюрного проекта, то здесь должны доказывать не экологи, а сами авантюристы. Пока что ничего они доказать не могут. Лишь нанимают пиарщиков для популяризации своей коммерческой деятельности. Их логика выглядит примерно так: есть выводы каких-то специалистов (которые неизвестно на чем базируются), что в Украине есть сланцевый газ и что добыча этого газа будет рентабельной.
При этом есть подтвержденные научные оценки того, что в Украине есть газ традиционного залегания и его запасы значительны. Однако на разведку традиционных месторождений деньги практически не выделяются, весь бюджет геологической службы Украины меньше стоимости одной разведочной скважины на шельфе и двух — на суше. Стоит ли говорить, что такой подход к добыче полезных ископаемых неприемлем?! В этом году Китай произвел из отходов сельхозпроизводства более 16 миллиардов кубов биогаза. Украина, у которой отходов сельхозпроизводства не намного меньше — практически не пользуется этим дармовым топливом.
В странах северной Европы все большую роль играет так называемый «полигонный газ», им в тех или иных условиях отапливают города. Украина не внедряет на государственном уровне подобных проектов. Подсчитано, что в Европе в 4 раза дешевле сэкономить кубометр газа, чем добыть его. Наша страна не является энергоэффективной, у нас на единицу продукции тратится в 10 раз больше энергии, чем в развитых странах. Вместе с тем, серьезных изменений ситуации мы не видим на протяжении последних 20-30 лет.
Целесообразность применения фрекинга (один из способов добычи сланцевого газа) на своей территории каждая страна решает по-своему. Но прежде, чем принимается подобное решение, любое государство принимает законодательство, которое гарантирует безопасность и населению, и окружающей среде.
В Украине не принято ни одного закона, регламентирующего добычу сланцевого газа и газа уплотненных песчаников методом водного фрекинга. То есть все то, о чем предупреждают специалисты (загрязнение поверхностных и подземных вод, землетрясения, загрязнение территорий радиоактивными веществами, утечки метана, загрязнение черноземов высокотоксичными веществами и так далее) неминуемо будет иметь место. Ведь у любого коммерческого предприятия всегда будет искушение сэкономить, если государство не требует очистки вод, утилизации отходов и так далее. Подтверждение этому мы видим и в ОВОС первой фрекинг-скважины у села Веселое Первомайского района Харьковской области, где опасные отходы предполагается смешивать с соломой и солями алюминия и захоранивать на полях сельхозназначения.
Авторитетнейшая в мире природоохранная организация — Международный Союз Охраны Природы (МСОП), объединяющая более 10000 экспертов из всех стран мира, имеющая статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, приняла в прошлом году резолюцию №90, которая призывает все страны мира немедленно запретить добычу газа методом водного фрекинга вблизи от источников питьевой воды, в природоохранных территориях и рядом с шахтами и тектоническими разломами.
Аналогичные предостережения сделаны Резолюциями Европарламента, принятыми в ноябре прошлого года. В международных документах отмечается опасность неконтролируемого фрекинга, подчеркивается необходимость разработки законов, которые бы либо запрещали применение фрекинга, либо — строго нормировали его. В США 4 штата уже полностью запретили фрекинг, их примеру последовало 100 территориальных громад населенных пунктов. И только Украина все еще верит в сланцевую сказку, мечтая, что «волшебник в голубом вертолете» сделает ее счастливой, а потом — еще и даст денег…
— Как развивается процесс добычи сланцевого газа в стране?
— Сегодня завершено бурение первой скважины, что у села Веселое. Там готовятся к проведению первого фрекинга. Но это — официально. Неофициально — на многих сайтах мы находим объявления о том, что фирмы предлагают оформленные для добычи сланцевого газа участки, периодически всплывают названия десятков фирм, которые проявляют интерес к такой деятельности в Украине. Так что если мы не успеем вовремя принять законодательство по безопасности, нам придется это делать «вдогонку ушедшему поезду», когда все тяготы последствий недальновидности правительства лягут на плечи налогоплательщиков.
— В Харьковской области утвердили список организаций, которые официально уполномочены проверить экологическую безопасность окружающей среды в местах добычи сланца, почему вашу общественную организацию не включили в этот список?
— Список государственных организаций, которые должны следить за безопасностью таких опасных объектов, как фрекинговые скважины, утвержден давным-давно. Это: Госэкоинспекция, органы санэпидемконтроля, ГСЧС, ряд других контролирующих инстанций. А теперь давайте задумаемся, как будет проверять подобный объект любой из вышеперечисленных инспекторов?
В целом ряде европейских и международных документов говорится, что первым шагом к добыче газов методом фрекинга должно стать обучение специалистов, осуществляющих контроль. И это понятно: государственный проверяющий не должен смотреть на скважину новой конструкции «как баран на новые ворота». У нас об этом никто из «власть имущих» даже не задумался…
В США каждый инспектор имеет суперсовременную чувствительную технику, которая позволяет мгновенно определять утечки метана, находить ошибки технологии, выявлять опасные вещества и радиационные загрязнения. Где такие приборы и технологии у наших, украинских проверяющих? Как люди, вооруженные весьма смутными представлениями о процессе фрекинга, ручкой, бумажкой и потрепанным удостоверением смогут выявить смертельную опасность для персонала газодобывающей фирмы и жителей соседних населенных пунктов?!
Кроме того, компания «Шелл» через один из благотворительных фондов объявила конкурс на проведение экомониторинга на участках, где собирается добывать газ уплотненных песчаников методом водного фрекинга. Однако условия этого конкурса весьма и весьма подозрительны.
Например, эту колоссальную работу общественная организация должна провести за смехотворную сумму в 50 тысяч гривень. Для сравнения, система экомониторинга одного только города Мариуполя и только по состоянию атмосферного воздуха обойдется в 2,5 миллиона гривень, стоимость одного мобильного поста оценивается в 200 тысяч гривень, а стационарного — в 900.
А ведь фрекинг является методом, который угрожает загрязнением не только воздуха, но и поверхностных, а также грунтовых и артезианских вод, почвы, источником сейсмической опасности и шумового загрязнения окружающей среды! Среди выигравших этот конкурс мы видим несколько совершенно молодых, неопытных в осуществлении подобных проектов организаций, которые, по сути, стали не контролерами, а посредниками между грантодателем (компанией «Шелл») и государственными лабораториями, которые и так должны были следить за состоянием окружающей среды… Иначе, чем курьезом, эту ситуацию не назовешь.
Что касается настоящего экологического контроля, то его по мере сил осуществляют и будут осуществлять на основании украинского законодательства и пользуясь своим опытом, общественные экологические организации, в том числе и «Зеленый фронт». Для этого нам не нужно ничье разрешение. Право общественности следить за состоянием окружающей среды закреплено целым рядом международных и украинских нормативных актов.
— Население получает недостаточно информации о вредоностных способах добычи сланцевого газа?
— Вот уже год во многих украинских СМИ действует жесткое табу на освещение всей правды о сланцевом газе. Печатать слащавую рекламу можно, а предостережения ученых, новости о случившихся на скважинах трагедиях, гибели людей, принятии запретов и ограничивающих добычу газа методом фрекинга, законах и нормативах об этом — категорически нельзя. Однако, после того, как в мае текущего года прошли слушания в Комитете экологии и Комитете по топливно-энергетическому комплексу Верховной Рады Украины, такие «табу» уже не имеют смысла: все, кто хочет, могут узнать правду, ведь выступления на комитетах вывешены в сети Интернет.
Отныне предостережения ученых, выводы экспертов, в том числе и международных, стали достоянием общественности. Мы собирали конференции и проводили разъяснительную работу с населением для того , чтобы еще раз повторить все сказанное ранее независимыми экспертами, сделав достоянием гласности простую истину: за неконтролируемый фрекинг придется платить жизнью и здоровьем тысяч украинцев! Кстати, недавно из поездки по США, которая состоялась по приглашению американского правительства, вернулся координатор «Зеленого фронта» Андрей Цуканов. Он приехал с аргументами о том, что в США в связи с фрекингом наблюдается далеко не идиллия. Андрей познакомился со множеством противников «сланцевого варварства», среди которых были и медики, и ученые, и экологические активисты.
— Как часто к Вам обращаются люди с просьбой помочь и защитить их экологические права перед чиновниками, расскажите о нескольких или самых свежих или самых запоминающихся?
— Экологические права граждан попираются сегодня в Украине практически ежедневно. Львиная доля вырубок деревьев в населенных пунктах проводится незаконно, без оформления всех положенных документов. Нередко застройщики попирают существующие в державе нормы, касающиеся прав граждан на солнечное освещение домов, а предприятия «щедро» окуривают жителей городов своими выбросами.
Только за последнее время наши активисты подали серию исковых заявлений в суд, чтобы вернуть харьковчанам захваченные нуворишами участки Лесопарка — излюбленного места отдыха горожан. А на днях нам удалось остановить незаконную вырубку одного из салтовских скверов, убедив милицию отреагировать на это правонарушение.