«Последний пришел – первый ушел». Такой принцип найма выработали ирландские работодатели. И с «успехом» применяют последние пять кризисных лет по отношению к молодым сотрудникам. Сегодня в этой северной стране на одно рабочее место претендует 31 человек.
В этом контексте особым цинизмом звучит заявление ирландского премьера Энда Кенни с обложки журнала «Тime» о возрождении «кельтского тигра». Впрочем, еще недавно, мы были свидетелями заявлений отечественных политиков о «рождении украинского тигра» Восточной Европы.
На фоне очередных обещаний «райской» жизни украинцев после подписания соглашения с ЕС в Вильнюсе, есть смысл обратиться к статистике о том, а как гражданам стран Евросоюза живется и работается в этом самом «раю». И прежде всего, молодым европейцам.
Из таблицы можно сделать очевидный вывод. «Лучше» всех в Евросоюзе живется молодым. Особенно в Испании и Греции, где уровень безработицы среди молодых людей до 24-х лет перевалил за половину от общего числа испанцев и греков этой возрастной категории.
В 2005 году, задолго до разразившегося долгового кризиса в Италии вышла книга под названием «Поколение 1000 евро». В ней, в частности, приводились данные о росте числа молодых итальянцев, занятых на низкооплачиваемой работе. Уже тогда оплату ниже 1000 евро получали почти 90% молодых итальянцев, в возрасте до 24-х лет. При тамошнем уровне цен подобных заработков недостаточно даже для оплаты коммунальных услуг и самостоятельной аренды жилья.
В 2010 году в Англии был проведен опрос среди девушек и юношей до 25 лет. Цель исследования – выяснение влияния на психологическое состояние отсутствия работы. Опрос проводил The Prince’s Trust. В результате выяснилось, что около половины респондентов, из-за невозможности найти работу впадали в состояние паники и депрессии. И начинали страдать хронической бессонницей.
Это же исследование показало, что спустя год безуспешного поиска работы, вдвое вырастало число молодых британцев, нуждающихся в психологической помощи.
Многие молодые европейцы из-за утраты перспектив трудоустроиться впадают в состояние, которые тамошние психологи определяют как состояние «не начавшейся жизни».
С точки зрения социальной психологии такой феномен объясняется просто. В Европе, точно также как и в Украине, безраздельно господствует агрессивная реклама потребления. Последняя создает ощущение, что настоящая жизнь исключительно связана с ростом возможностей потреблять. И начинается только тогда, когда ты, благодаря росту доходов, можешь позволить себе наращивать потребление. При этом, даже не ставя вопрос о том: а нужен ли тебе на самом деле этот товар или услуга. Более того, профессиональные рекламщики сознательно формируют в сердцах обывателей чувство «несчастности» в случае, если предлагаемый товар не по карману. Впрочем, в ситуации, когда экономика всего мира строится на модели беспрерывного роста потребления, иного ожидать не приходится.
Однако подавленное состояние – не верх «благоденствия» для молодых европейцев. За годы кризиса резко выросло число самоубийств. Так, только в Греции за последние два года счеты с жизнью свело столько молодых греков, сколько за предыдущие 10 лет!
О том, что проблема молодежной безработицы имеет системный характер, свидетельствует статистика Франции. Начиная с 1980 года, каждый 6-й молодой француз не мог найти работу. Правда, теперь, уже каждый 4-й. А что будет в ближайшие пять лет? Прогнозы пессимистичны. Более того, вполне очевидно, что дальнейший рост безработицы среди молодежи спустя десятилетия обрушит пенсионную систему стран Евросоюза.
В среднем по ЕС, каждый молодой европеец тратит на поиск работы два с половиной года. И это в лучшем случае. Потому как в Италии этот показатель перевалил за 4 года.
Такая ситуация приводит к тому, что половина молодых европейцев, по данным Международной организации владельцев арендуемых квартир, до 30 лет вынуждена совместно проживать с родителями. В Греции этот показатель еще выше – около 70%.
В результате молодые европейцы категорически не хотят обзаводиться собственными семьями. И тем более – детьми. У последних участь может быть еще плачевнее.
Кризис 2008 года привел к тому, что в Испании было закрыто более 30 тысяч предприятий. Две трети уволенных составили испанцы до 30. Большинство из них и по сей день в поисках работы. В том числе и за пределами Испании.
Вот как описывает свое положение 25-летний испанец в социальной сети Facebook:
«Меня зовут Бехамин Серра. У меня две степени бакалавра и одна степень магистра. И я чищу туалеты. Нет, это не шутка. Мне приходится это делать, чтобы оплачивать аренду комнаты в Лондоне. Я работаю в известном сетевом кафе в Великобритании с мая. И сегодня впервые, спустя 5 месяцев работы здесь, я понял, что теперь вижу ситуацию достаточно ясно. Я чищу туалеты. У меня были такие мысли: «Я с отличием окончил два высших учебных учреждения и я убираю туалеты в стране, которая даже не является моей родиной». Я делаю не только это, конечно. Еще я готовлю кофе, вытираю столы и мою чашки. И мне не стыдно. Уборка – это весьма приличная работа. Единственное, что меня смущает, так это то, что мне приходится это делать, потому что в Испании у меня не было шанса найти работу. Таких же испанцев, как я, очень много в Лондоне. «Вы как чума», — сказали мне однажды. И давайте не будем смотреть на это по-детски. Мы не подростки в поисках приключений, желающие выучить язык и получить интересный опыт. Мы – эмигранты. Я всегда был очень горд, не буду это отрицать. Те, кто знают меня лично, понимают, о чем я. И я должен выдавливать из себя улыбку ради клиентов, которые смотрят на меня свысока, поскольку я просто бариста (так это здесь называется). Некоторые настолько возмутительно ведут себя, что мне хочется достать мои дипломы и сунуть их им в лицо. Но это ничего не изменит. Такое ощущение, что эти бумажки можно использовать, только чтобы убрать в туалете. Обидно. Я думал, что заслуживаю большего, после того, как приложил столько усилий во время учебы. Кажется, я ошибся».
Недавно, на саммите лидеров стран Евросоюза, было принято решение ежегодно выделять 8 млрд. евро для борьбы с молодежной безработицей. Глава центра исследования европейской политики Дэниел Грос называл эту сумму «каплей в море». Ведь только на пособия по безработице страны ЕС тратят в двадцать раз больше. А емкость евроэкономики перевалила за 13 трлн. евро. Так что фактически речь об имитации поддержки молодых безработных.
Что ждет Украину в случае подписания соглашения с ЕС в Вильнюсе? Ответ в заголовке статьи. И первыми на себе алгоритм поведения евроработодателей испытает наша молодежь. Участь последней точно будет куда хуже, чем у молодых греков или испанцев.