Согласно данным Министерства внутренних дел Украины каждые сутки в нашей стране в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в среднем погибает восемь человек, а еще 92 – получают травмы.
Самыми распространёнными причинами ДТП являются: превышение скорости, вождение в состоянии алкогольного опьянения, несоблюдение дистанции, нарушение правил маневрирования и правил проезда перекрестков.
Выступая на заседании Кабинета министров Украины в ноябре прошлого года, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил: «Только за последние два года в ДТП погибло более 5500 человек, травмировано более 57 тысяч. Нужно понимать, что новые правила – не вопрос ограничения в правах и возможностях, а вопрос нашей безопасности».
Министр–силовик акцентировал внимание на то, что на дорогах Украины погибает количество людей, которое в несколько раз превышает число погибающих в зоне АТО.
Законодательные инициативы для обеспечения безопасности на дорогах
С учётом аварийной ситуации на дорогах правительством Украины в ноябре прошлого года был разработан и зарегистрирован в парламенте законопроект № 7286, в котором предлагается ряд новаций в нормативно-правовые акты для обеспечения безопасности дорожного движения. Эти законодательные инициативы направлены, прежде всего, на ужесточение ответственности водителей при одновременном расширении прав стражей порядка. Изменения предлагается внести в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, а также законы «О дорожном движении», «О Национальной полиции».
Наибольший резонанс вызвали такие законодательные инициативы:
- возвращение нормы об обязательной передаче документов в руки полицейского после остановки транспортного средства;
- увеличение полномочий полиции при остановке автомобиля;
- ужесточение санкций за такие правонарушения как превышение скорости; управление транспортного средства без наличия такого права; управление транспортного средства водителем, лишенным прав; создание аварийной ситуации.
За превышение скорости предлагается увеличить штраф с 510 грн. до 3400 грн., За управление транспортным средством лицом, не имеющем водительских прав — с 510 грн. до 20 400 грн, а при повторном нарушении в течение года – 40 800 грн.
Солидные суммы штрафных санкций предлагается ввести для тех, кто покинул место ДТП (с 255 грн. до 3 400 грн., а также таким нарушителям грозит лишение прав на срок до 6 месяцев), а для тех, кто водит транспортное средство не той категории, на которую сдавал экзамен — с 510 грн. до 10 200 грн. (при повторном нарушении в течение года – 40 800 грн.).
При этом, законопроект № 7286 предусматривает внести изменения в статьи 21, 22, 38 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которые позволяли избегать наказания за ряд нарушений. В частности, предлагается запретить передавать материалы о совершенных нарушениях правил дорожного движения на рассмотрение трудового коллектива, что часто носит формальный характер.
Из Кодекса Украины об административных правонарушениях предлагается удалить статью, позволявшую избегать ответственности за малозначительные последствия нарушений. Предлагается изменить предельный срок наложения административного взыскания до одного года с момента выявления (сегодня — три месяца).
Предусматривается и ужесточение уголовной ответственности за аварии, повлекшие телесные повреждения средней тяжести: лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права управлять транспортным средством на 3-5 лет. За аварии, повлекшие тяжкие телесные повреждения или смерть – лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с запретом управлять транспортным средством на 5 — 10 лет.
Предложения правительства Украины внести изменения в законы Украины «О Национальной полиции» и «О дорожном движении» сводятся к тому, чтобы обязать водителей при остановке транспортного средства выключить двигатель, вынуть ключ из замка зажигания, положить руки на руль и не выходить из автомобиля пока полицейский не разрешит. Свои документы водитель должен будет не только показывать стражу порядка, а передавать для ознакомления.
За отказ передать документы полицейскому предлагается ввести штраф в размере 10 200 грн.
Даже для пассажиров предусматриваются определённые требования при остановке транспортного средства. Пассажиры не должны выходить из автомобиля, пока это не разрешит представитель власти.
Законопроектом № 7286 не предусматривается введение обязательной видеофиксации нарушений правил дорожного движения, но есть ряд правок в законы, которые указывают на то, что это собираются внедрять.
Однако для пересмотра штрафных санкций и внесения, предлагаемых кабинетом министров Украины, изменений в законы Украины необходимо соответствующее решение законодательного органа – Верховной Рады Украины. Пока такое решение парламентом не принято.
Изменения в Правилах дорожного движения, которые вступили в силу
А вот для вступления в силу изменений в Правила дорожного движения (которые утверждаются Кабинетом министров Украины) достаточно только соответствующих постановлений Кабинета министров Украины.
С 1 января 2018 года вступило в силу постановление Кабинета министров Украины от 10 ноября 2017 года № 883 «О внесении изменений в Правила дорожного движения»
В связи с этим снижен скоростной режим в населенных пунктах до 50 км/час. Это предусматривается п. 12.4 Правил дорожного движения. А вот изменение порога допустимого превышения произойдёт после внесения соответствующего изменения в ст. 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Это должно быть принято законодательным органом. На сегодня такой порог составляет 20 км/час.
Согласно постановлению Кабинета министров Украины № 885 от 10 ноября, водительское удостоверение, выданное лицу впервые, действительно в течение 2 лет со дня его выдачи с ограниченным правом управления транспортным средством (имеется в виду запрет превышать скорость 70 км/ч).
Обмен водительского удостоверения, выданного лицу впервые, после окончания срока его действия будет производиться без сдачи экзаменов при условии совершения не более 2 административных правонарушений в сфере дорожного движения.
В случае совершения трех и более нарушений, обменять удостоверение можно со сдачей теоретического и практического экзаменов. Если же «новичок» был лишен первых прав, их ему не вернут. Получить заново первое удостоверение можно будет после прохождения внеочередного медицинского осмотра, подготовки в соответствии с планами и программами и после сдачи экзаменов.
С учётом увеличения полномочий для эвакуации транспортных средств, чётко определены места, где парковка запрещена:
- на железнодорожных проездах и трамвайных колеях, на эстакадах, мостах, путепроводах или под ними, в тоннелях;
- на перекрестках и пешеходных переходах;
- ближе 30 м от транспортных остановок или соответствующего дорожного знака, ближе 10 м от места, где ведут дорожные работы;
- в местах, где невозможен встречный проезд или объезд транспортного средства, которое остановилось;
- ближе, чем 10 м от выезда из прилегающей территории, пешеходного перехода или перекрестка (кроме случаев остановки для предоставления преимущества в движении).
Кабинет Министров внес изменения в Правила дорожного движения при проезде перекрестков с круговым движением. Теперь приоритет у того транспортного средства, которое движется по кругу. Но окончательно в населённых пунктах это будет определяться органами местного самоуправления.
Однобокий подход
Предложенные правительством Украины меры — не охватывают весь спектр «дорожных проблем». Ужесточению штрафных санкций без комплексного решения «дорожного вопроса» (состояния покрытия, работы светофоров, нанесения разметки, регулирования аварийно-опасных участков, профилактики соблюдения ПДД и т.п.) не дадут ожидаемого эффекта.
Усиление штрафных санкций может привести лишь к увеличению «откатов» сотрудникам полиции. Это показывает опыт прошлых лет. Так, например, провалились подобные попытки наказать «гривной» водителей, когда «драконовские» штрафы уже вводились в 2016 году. Здесь вообще случился обратный эффект.
Кроме того, как правозащитник, выскажу мнение, что увеличение наказания должно сопровождаться усовершенствованием возможности правовой защиты.