Домой Новости города Мать бойца АТО четыре месяца разыскивала сына, объявленного дезертиром

Мать бойца АТО четыре месяца разыскивала сына, объявленного дезертиром

215
0

История эта звучит настолько дико, что в нее трудно поверить. В середине августа 2017 года полиция нашла в Кременчуге тело военнослужащего 54-бригады жителя Каменского Сергея Серебренникова. При нем были и документы, и мобильный телефон.

Но о его смерти не сообщили ни командованию части, ни родным. Его закопали как неопознанного в могиле с табличкой «Померлий чоловік 25-30 років».

«Мамочка, я жив — здоров»

Он пошел служить по мобилизации в 2014 году. Затем подписал контракт и вместе с частью принимал участие в АТО. 27 сентября ему исполнялось 29 лет. И хотя сын давно стал мужчиной, мама созванивалась с ним каждый день, чтобы услышать: все в порядке, жив — здоров. 10 августа она слышала это в последний раз. Удалось дозвониться до друга сына, который сообщил, что Сергей звонил ему ночью 14 августа откуда-то с дороги, сопровождая технику части…

К поиску подключились друзья, разместившие призыв о помощи в соцсетях.

И только 28 августа Ларисе Николаевне позвонил командир взвода Бовкун, сообщивший, что Сергей не явился в часть 26 августа и теперь он считается самовольно оставившим часть, т.е. дезертиром.

На следующий день мать обратилась в отдел полиции Каменского с заявлением об исчезновении сына, но там его не приняли. Никаких подробностей матери не сообщили – сказали «не имеем права, это не наша область». В военной прокуратуре следователь заявление принял, но поданное 31 августа и будто бы пересланное в военную прокуратуру Донецкой области, за месяц оно туда так и не дошло.

Тем временем в Кременчуге

Утром 14 августа на 102 поступил вызов: на пустыре неподалеку от ж/д вокзала было обнаружено тело мужчины. В рапорте наряда полиции об обнаружении трупа указан адрес «Першотравнева, 52» – это адрес вокзала, откуда был сделан вызов. На самом деле тело нашли в нескольких ста метрах – за путями.

Как следует из постановления о признании вещевыми доказательствами, при покойном были: паспорт гражданина Украины на имя Серебренникова Сергея Александровича, 1988 г.р., идентификационный код, удостоверение участника боевых действий, справки, извлечения из приказов, черновые записи, банковская карта «Укрсоцбанка», «которые были детально описаны и изъяты».

Личность покойного была установлена, судя по этому постановлению, которое подписал Сергей Котелевский, следователь следственного отделения. В паспорте, естественно, указано место регистрации, а из остальных документов известно, в какой части служил покойный.

Также в этом постановлении от 15 августа отмечается отсутствие признаков насильственной смерти, и что по факту зарегистрировано уголовное производство.

Хождение по мукам

В полиции Каменского заявление о пропаже Сергея приняли только 6 сентября. Мать неимоверными усилиями разыскивала телефоны полковников и генералов. Удалось узнать, что сын находился в составе, сопровождавшем технику из Калугино до полигона «Широкий лан». Состав останавливался между Полтавой и Кременчугом. В части он числится пропавшим с 10 августа.

Где и когда исчез Сергей? 26 августа? 14-го? 10-го? Жив он или нет? Как отыскать сына?

Снова звонки – полиция Полтавской области, военная прокуратура, Министерство обороны… Боец исчез, «самовольно оставил часть» – и где он, почему исчез — никому нет дела. А вдруг его убили? Вдруг похитили?

Ничто человеческое

Выяснить, что документы пропавшего воина находятся в Кременчугском отделении полиции №1, удалось лишь 15 сентября, более чем через месяц после того, как тело солдата нашли со всеми возможными документами!

И разыскали дело не полицейские, не прокуратура, и не военные, а волонтеры из организации «Блакитний птах» при содействии Центра поиска пропавших без вести и освобождения пленных, который работает на базе СБУ.

22 сентября отец бойца получил вещи и документы сына. Сим-карту (мобилка странным образом исчезла из вещдоков). Те, кто нашел тело, мог бы включить телефон и позвонить по любому из контактов в нем – «Мамуля», «Папа», «Бабушка». В паспорте есть запись о маленьком сыне, жене. Но ни у одного, кто держал это в руках, не ёкнуло сердце. Новая полиция, переводящая бабушек через дорогу, спасающая кошечек, с горячим сердцем, чистыми руками…

Как потеряли имя

Невозможно понять, как так случилось. Ларисе Серебренниковой объяснили, что тело ее сына вначале направили в морг вместе с документами, затем документы вернули в полицию. И на момент оформления врачебного свидетельства о смерти покойный проходил как «неизвестный».

«Судмедэксперт выписал врачебное свидетельство о смерти лишь 21 августа, через неделю после того, как умершего воина АТО нашли. О том, что речь в документе идет о Сергее Серебренникове, можно судить по указанному месту смерти. В колонтитуле – фамилия следователя, «Котелевский», а также вполне читаемая (хоть и сделанная, похоже, карандашом) надпись «Серебренников», — пишет Александр Белокобыльский, в распоряжении которого оказались документы.

В заключении судмедэксперта указано, что смерть наступила от «острой сердечно-сосудистой недостаточности». То есть – ненасильственная. Дата смерти указана приблизительная – 10 августа 2017. Следователь Котелевский нашел свидетеля, который видел Сергея Серебренникова в Кременчуге живым после обеда 11 августа, но ошибку судмедэксперта можно понять – стояла жара.

Похоронили Сергея 24 августа, спустя 10 дней после того, как тело обнаружили.

Полиция комментирует скупо

В Кременчугском отделе полиции подтвердили, что по факту обнаружения трупа было открыто производство 14 августа, а 31 августа оно уже было закрыто.

– Кто и из каких подразделений должен был сообщить, что человек умер и находится в морге, – на сегодня не могу вам сказать. Сейчас оценку действиям правоохранительных органов Кременчуга будет давать наша местная кременчугская прокуратура. Она затребовала уголовное производство на проверку, и она (прокуратура) будет давать юридическую оценку нарушениям следователя или оперативного работника. Поэтому дать широких комментариев я не могу, – сообщила пресс-офицер Кременчугского отделения полиции Анна Власенко.

Она добавила, что «в инструкциях нет такого, чтобы ставить в известность родителей». Кроме того, по ее мнению, у следователя не было на тот момент данных родителей Сергея Серебренникова.

Почему умерший оказался безымянным на момент судебно-медицинской экспертизы и после, при захоронении, – этого пресс-офицер объяснить не смогла, сославшись на то, что не знакома детально с материалами дела. В то же время в прокуратуре Полтавской области рассказали, что проверку законности действий следователя в целом не проводят.

Извинились АТОшники

«Котелевский С.А. на вопрос, почему он не сообщил родных о смерти их ребенка, ответил, что не считал это необходимым из-за отсутствия инструкций, что говорит об отсутствии у следователя не только элементарных знаний уголовно-процессуального законодательства Украины, но и вообще каких-либо моральных качеств и ценностей, присущих гражданину и человеку», – писала адвокат Оксана Рыбина из организации «Блакитний птах», которая защищает интересы семьи Серебренниковых, в жалобе в Генеральную прокуратуру.

1 декабря на кладбище в Кременчуге могилу эксгумировали, и гроб передали родителям бойца. Попрощаться с ним пришли кременчугские АТОшники и два бойца, служившие с Сергеем в 54-й бригаде. Они и попросили прощения у матери за все, что случилось.

Нет в инструкциях пункта «Быть человеком». Нет его в армейском уставе. Для чиновников в погонах исчезновение солдата в тылу при невыясненных обстоятельствах, возможно обычное дело? Для следователя полиции – очередное производство, где фигурирует труп.

Древние греки утверждали, что человек есть мера вещей. Классики были уверены, что человек – это звучит гордо. Война превратила человека в «двухсотого» или «трехсотого». И только для матерей они остаются сыновьями.

Простите нас, Лариса Николаевна!

Добавить комментарий