Экономику Украины доводили постепенно. Сначала взяли коррупцию, потом добавили кумовство и воровство из бюджета, а после приправили щепоткой продажных судов — и вот экономика уже загибается, даже без войны.
В таких условиях проще всего экспортировать сырье — меньше рисков. Но настоящая деградация только начинается — когда на экспорт рубят карпатские леса или распиливают на металлолом самолеты.
Мы писали, что сырьевая экономика — это очень плохо: низкие прибыль, зарплата, производительность труда, нет стимулов и возможностей для развития …. Но бывает даже хуже.
Одно дело, когда ты выращиваешь сырье в поле или добываешь его из-под земли. Другое — когда растаскиваешь страну на части: бесконтрольно рубишь лес, добываешь янтарь или уголь из копанок. Сегодня расскажем ещё об одной индустрии, которая пилит Украину. В прямом смысле слова. Об экспорте металлолома.
1. За два последних года экспорт металлолома увеличился в 4 раза. Круто?
У Украины есть популярный экспортный товар, о котором ты не слышал — металлолом. Его продажа в другие страны за пару лет выросла на 300%! В 2013 году Украина продала зарубеж 300 тысяч тонн, а в 2015 — 1,2 миллиона тонн.
Но не спеши откупоривать шампанское и радоваться, что хоть какая-то статья экспорта растёт. Хорошего в этом мало. Потому что экспорт металлолома можно сравнить с экспортом древесины, из-за которого «лысеют» горы и леса превращаются в поля.
Помнишь недавний запрет экспорта леса-кругляка? Это необработанное, только спиленное дерево, сырье, которое продавали в другие страны, а наши компании-переработчики оставались без работы. У парламента хватило ума остановить это, хотя нужно было раньше — ситуация уже была катастрофической.
Или вот незаконная добыча янтаря — масштабы поражают воображение.
Знаходимося зараз біля с.Кухітська Воля, Рівненська обл. Тут реально жесть, сотні, якщо не тисячі людей одночасно добува… Опубліковано АвтоМайдан — AutoMaidan 11 березень 2016 р.
С металлоломом эффект не такой очевидный, как с лесом или янтарем — ты же не будешь заглядывать на каждый завод, особенно давно разрушенный. Но столь же разрушительный для экономики. Потому что из вывезенных 1,2 миллиона тонн металлолома можно было бы построить 21 тысячу км железнодорожного полотна, или 2 миллиона 110 тысяч кузовов для авто SKODA Octavia, или 46 небоскребов Бурдж-Халифа — это самое высокое здание в мире. За один только год экспорта!
2. Нет, не круто. Металлоломный бизнес — ещё одна возможность бесконтрольно воровать
В Украине есть несколько отраслей, которые пользуются особой любовью у мафии. Весь Донбасс изрыт незаконными шахтами — копанками, на западе леса перерыты из-за добычи янтаря, возникают даже «янтарные республики», по всей стране вырубают лес. Последствия такого дерибана — уничтоженная экология и чьи-то новые виллы.
А вот ещё одна отрасль, на которой наживаются делки — резка всего вокруг на металлолом. В этой сфере идёт жесткая конкуренция между криминальными авторитетами. Режут заводы, заборы, оградки на кладбищах, строительные краны и военную технику … Оценить масштабы порезки в той или иной сфере нельзя, потому что даже при официальном оформлении металлолома — промышленного или бытового — его запишут так, как выгодно дельцам. Ты никогда не узнаешь точные суммы, но масштабы можно представить, если вспомнить, как активно в Украине в 90-ее годы растаскивали заводы, вспомнишь об армии и о том, как воровали люки и провода. Да и сейчас это происходит, пусть в меньших масштабах.
Учитывая тесную связь металлолома и криминала, можно ожидать, что экспорт металлолома увеличиться в ближайшие годы ещё больше — его будут везти из разрушенного войной и порезанного оккупантами Донбасса.
3. Экспорт металлолома — это примитивный бизнес, который высасывает ресурсы из экономики
Как ты заметил, у нас проблемы с экономикой. В первую очередь потому, что уменьшается зарплата и сокращается количество рабочих мест. Одна из причин — сырьевой характер экономики Украины. Мы не производим сложных товаров, которые можем дорого продать, поэтому мало зарабатываем.
Один из «виновников» сырьевой экономики — металлолом. При том он даже хуже остального сырья. Зерно, масло, нефть, газ, уголь — их нужно хотя бы вырастить или добыть из-под земли, а чтобы получить сотни тысяч тонн металлолома, достаточно порезать старый советский завод. Никаких затрат, прибыль из воздуха.
Металлолом можно было бы использовать внутри страны, переплавляя и изготовляя из этого сырья готовую продукцию, но проще его вывезти и получить лёгкую прибыль.
Металлоломные ресурсы из Украины «перетекают» в основном в Турцию — 80%, и Молдову — 20%. Их заводы используют украинское сырье для своей сложной продукции.
4. А что плохого в примитивном бизнесе?
Примитивный бизнес — это купи-продай. В принципе, любой бизнес — это купи-продай. Вопрос только в том, как много действий надо совершить между покупкой и продажей. Одно дело, если ты покупаешь металлолом и делаешь из него ракеты. Это даёт работу тысячам людей и налоги государству. Другое дело, если ты обанкротил завод, уволил сотрудников, порезал станки и продал поломанное в другие страны.
Есть и другие сферы, в которых ты ничего не создаешь — экспорт кукурузы, например. Но тогда ты хотя бы ничего не разрушаешь и даёшь людям работу. А вывезти металлолом — это все равно, что вывезти возможности для развития экономики.
А главное — ты ничему не учишься. Чем больше действий нужно сделать, тем больше накапливается опыта и возможностей зарабатывать в будущем. Вот почему коррупция — это реальная проблема: чтобы дать взятку, не надо быть слишком умным. Взятку и идиот даст.
Из примитивного экспортёра сырья не вырастет Стив Джобс или хотя бы разработчик крутого приложения. Тот, кто вывозит металлолом, не создаст самолёт, он может только разрушать самолёты, поезда и заводы, созданные другими. Даже отремонтировать не способен. Как тот, кто вывозит лес, не создаст мебель IKEA.
5. Ни правительство, ни бизнес не умеют считать: если переработать металлолом в сталь, то доходы будут больше
Чем сложнее товар, тем дороже он стоит — в создании сложных товаров задействованы много людей, компаний, и все они получают свою часть прибыли и зарплаты за работу. Поэтому телевизор стоит дороже, чем его детали по отдельности, даже труба стоит больше, чем кусок металла такого же объема.
Но в Украине ни компании, ни государство, кажется, не знают основ экономики.
Металлоломщики из тонны вывезенного за рубеж сырья платят в бюджет 270 гривен пошлины. Металлурги с каждой тонны металлолома, переработанного в сталь на украинском предприятии, заплатили бы государству 2000 гривен пошлины.
Экспортная выручка в обеих случаях тоже будет больше. 1 тонна металлолома, по данным апреля 2015 года, приносит 224 долларов выручки. А если из тонны лома сделать тонну стальной заготовки, то отправив её на экспорт, производитель получит 360 долларов. И размер выручки будет ещё большим, если заготовку использовать для выпуска труб или продукции машиностроения.
6. Просто иностранные покупатели платят сборщикам лучше, чем украинские металлурги
Средняя цена, по которой украинские металлургические заводы закупали металлолом в начале февраля — 118-120 долларов за тонну. А турецкие металлурги — по 168-187 долларов за тонну, с учетом фрахта и таможенных процедур.
Сборщики лома, большинство из которых работают неофициально, не будут думать о выгоде для экономики, добавленной стоимости, богатстве соотечественников и прочей «чепухе» — им бы подороже продать разрезанный станок или распиленную оградку с сельского кладбища. И неофициальный оборот составляет 70% рынка — это металлолом, который мы с вами сдаём на «левые» пункты приёма.
7. Из-за экспорта металлолома останавливаются заводы
Продажа металлолома в другие страны — одна из причин его дефицита в Украине.
В 2015 году дефицит составлял 22% от необходимого. В январе 2016 года дефицит составил 40%!
В первую очередь пострадали заводы «Днепроспецсталь» и «Днепросталь» — современное предприятие, построенное несколько лет назад. Инвестиции в него составили около 700 миллионов долларов.
Конечно, сейчас ты расскажешь нам, что «Днепроспецсталь» — завод Пинчука. Мол, пусть загибается. Но проблема в том, что в Украине вообще мало заводов — 20 лет их почти не строили. Зато много порезали на металлолом.
Почитай, почему для такой страны, как Украина, один завод важнее, чем сотни засеянных кукурузой полей.
8. Украину уже полностью порезали на металл
Режут в основном заводы, которые построили в советские времена, потому что за годы независимости мы построили мало заводов и инфраструктуры. Ты и сам это видел, сам слышал, как в 90-хх годах бывшие работники какого-то завода жаловались, что его «закрыли и порезали». Поэтому когда мы говорим, что Украину вырезали на металлолом — это не красивые слова чтобы привлечь внимание, а факт, прагматичная оценка случившейся катастрофы. Большинство металлолома в Украине — 65-75% — это амортизационный, то есть машины, оборудование, здания и сооружения, списанные в лом.
Мы дошли до того, что уже почти нечего резать — старых, неработающих заводов нет, а новые стоят без дела из-за нехватки металлолома. Получить больше ресурсов реально только при инвестициях в новое оборудование — тогда старое можно утилизировать и использовать, как сырье. Но с нынешним состоянием экономики это маловероятно.
9. Из-за международных соглашений Украины есть риск, что будут резать дальше
Членство Украины в ВТО и Соглашение о зоне свободной торговли с ЕС способствуют тому, чтобы ценный для украинской металлургии ресурс «уплывал» из страны. По соглашению с ВТО, Украина обязана снизить экспортную пошлину с 25 до 10 евро за тонну на протяжении шести лет членства в организации. А ЗСТ с ЕС предусматривает, что через десять лет пошлина уменьшиться до ноля.
Впрочем, соглашение с ВТО предусматривает, что если уменьшение пошлин создаёт угрозу для развития страны или отрасли, то с исполнением обязательств можно повременить, нужно лишь доказать, что такая угроза есть. Так что если наше правительство постарается доказать, что угроза реальна, то ограничить или запретить экспорт, не нарушая международные обязательства, можно.
Но тут мы возвращаемся к предыдущим пунктам — металлоломный бизнес — это возможность бесконтрольно воровать и продавать ворованное в другие страны дороже, чем его купят в Украине.
10. В Англии XVIII века за экспорт шерсти рубили руки, а у нас за экспорт металлолома делают депутатами и министрами
Украинскую экономику довели до такого состояния не абстрактные «папередники» или «преступный режим», а конкретные люди. Издание Forbes пишет, что в 2015 году квоту на экспорт лома получили, в частности, компании, связанные с группой «УкрМет» депутата Верховной Рады от Оппозиционного блока Андрея Киселева, компании из группы «Промресурс» бывшего министра промышленной политики Валерия Мазура
11. «Распил» страны на металлолом — одна из причин слабости украинской армии
В начале войны мы все ужаснулись тому, в каком состоянии находится армия. Ничего удивительного — танки, БТР и прочее оружие либо продали целиком, либо порезали, а потом продали.
Несколько дней назад появилось сообщение о том, что на предприятии Минобороны «Укроборонлизинг» пропало 35 тонн металлолома, полученного в ходе утилизации легкого вооружения и техники. До марта 2014 года Минобороны сознательно продавало БТРы на металлолом — заботилось о своих карманах, а не об обороноспособности страны. Поэтому первый год войны волонтеры только тем и занимались, что, помимо поиска бронежилетов, ремонтировали БТРы и другую военную технику.
Подумай сам, решилась бы Россия напасть на Украину, если бы у нас с самого начала была настоящая армия, без расформированных частей, распиленных на земельные участки полигонов и сданных на металлолом танков?
Тебя в детстве учили, что воровать — это плохо. А разрушать, воровать и продавать награбленное — тем более. Пока одни собирают ракеты и машины, создают рабочие места и платят налоги, другие разрушают и занимаются контрабандой, лишая страну ресурсов, которые нужны для роста экономики.
Металлолом будет всегда, хотя бы потому, что одно оборудование устаревает, ему на смену приходит новое. Вопрос только в том, как использовать освободившийся ресурс — с пользой для экономики или во вред ей.