Очень символично, что тело человека, похожего на «караванского стрелка» Мазурка, нашла не милиция, а гуляющий собачник. Хотя поручил поймать живым Мазурка персонально министру внутренних дел Виталию Захарченко сам Президент Украины Виктор Янукович. Захарченко не справился, и все, что имеет в своем активе — труп; хорошо что при паспорте и при «стволе». Возможно, это облегчит милиции опознание тела.
Это не работа.
И это было ясно еще тогда, когда Мазурка мучительно долго объявляли в международный розыск.
Любые оправдания в адрес В. Захарченко и возглавляемого им министерства — ничтожны. Потому что В. Захарченко несет персональную ответственность за организацию работы в своем ведомстве, сам подбирает и расставляет ключевые кадры, сам утверждает ведомственные инструкции и прочие нормативные документы, призванные улучшать работу МВД и его подразделений и т.д.
И если расставленные В. Захарченко кадры не в состоянии обеспечить нужный профессиональный результат, и 300.000 милиционеров плюс 1 осведомитель милиции на, примерно, 180 человек населения только столицы могут показать Президенту только труп Мазурка (а до этого — Дикаева) с дырой в голове, к тому же найденный случайным прохожим — это непрофессионализм персонально Виталия Захарченко. Быть может, неплохого человека, но некомпетентного министра.
Иным министром В. Захарченко быть и не может. Подробно о причинах — в публикации «Аргумента» «Новый министр МВД Украины: вечный „зам“ и „человек семьи“. Реформ не ждите».
Но если бы только некомпетентность. Все хуже: при Захарченко МВД стало инструментом отъема чужого бизнеса в пользу «семьи» В. Януковича и ее сателитов. В паре с Генпрокуратурой Украины, возглавляемой одиозным Виктором Пшонкой и специалистом по «заказушным» делам Ренатом Кузьминым, министерство послушно «разрывает» по указке «сверху» владельцев разных бизнесов, которые приглянулись победителям президентских выборов 2010 года.
Бизнесмены, в одночасье потерявшие все, молчат, потому что жаловаться больше в Украине некуда: И МВД, и ГПУ, и судебная система государства полностью контролируется «семьей» Януковичей и Со. Бизнес отдают, потому что «донецкие» отберут «по беспределу» все равно, но еще и бросят в тюрьму. А смертность в СИЗО, колониях и тюрьмах Украины, как это известно даже из официальной статистики, при Януковиче растет рекордными темпами. Как и преступность в стране. И это — объективные показатели, что бы там не врали про «покращення» штатное трепло ПР в парламенте Александр Ефремов или одиозный коррупционер, премьер-министр Николай Азаров.
Конечно, в украинских, постсоветских реалиях и МВД, и ГПУ, и налоговая использовались каждым Президентом для решения сугубо своих, личных коммерческих и политических задач. В самой меньшей степени — при Леониде Кравчуке, в значительной — при Леониде Кучме, сугубо в шкурных, интересах, но не масштабно — при Викторе Ющенко. И при всех трех названных правителях Украины МВД оставалось нереформированным ведомством истинно советского «покроя», «заточенным» в значительной степени для жандармсикх функций, а не защиты правопорядка и профилактики преступлений и правонарушений.
Такое положение вполне устраивало и Кучму, и Ющенко — последний, похоже, даже не вникал в проблемы этого архиважного для государства ведомства. Которое искренне пытался сделать «ближе к народу» министр Юрий Луценко — не имея ни опыта, ни представления о том, как это лучше сделать, ни поддержки Президента.
При Президенте Викторе Януковиче произошла стремительная деградация МВД: милиция окончательно перестала быть защитником граждан. Сосредоточившись на функции защиты интересов пришедшего к власти клана. Криминального клана. И в этом трагедия МВД и страны.
Захарченко
С другой стороны, в МВД нет ни одного генерала-пенсионера, который бы вышел в отставку не будучи долларовым миллионером, не имея миллионного по цене особняка, престижного автопарка и собственного бизнеса. В системе МВД Украины нет ни одного ВУЗа, где не процветало бы взяточничество.
Система МВД притягательна для «службы» садистов, коррупционеров и даже убийц: обычных граждан мучают и убивают прямо в райотделах и даже не «в интересах следствия». МВД стала кормушкой для «верхов» и пугалом для населения, бизнес-проектом, пыточной, рассадником коррупции, наркоторговли и сутенерства в погонах, чем угодно — но только не правоохранительным ведомством.
Примеры? Их множество:
- Дело «нежинских робингудов»: за что судят настоящих борцов с наркомафией
- «Дело Жуковского»: защитить семью и имущество в Украине можно только с оружием в руках
- Достойному человеку суд дал 14 лет за убийство подонка в милицейских погонах
- Банда безнаказанно орудует под Одессой. Милиция бездействует, народ объединяется в дружины
- Украина: милиция отомстила фермеру — отобрала комбайн. Он не дал взятку
- Милиция готовится к массовым беспорядкам, закупив щиты, барьеры и автозаки с панамского оффшора
Такое министерство нужно не «реформировать» (на что Захарченко — и это очевидно, не способен), а разгонять. Генералов, криминализировавших МВД, нужно судить и сажать. Имущество их и генеральских семей — конфисковывать. Генеральский бизнес — пускать в распыл.
Возможно, именно для высших чиновников Украины и носителей высших специальных званий в силовых ведомствах в Уголовный Кодекс ввести пожизненное заключение за коррупцию и злоупотребление служебным положением, повлекших особо тяжкие последствия.
МВД стало язвой, раковой опухолью на теле общества, уничтожающей и граждан, и саму государственность. МВД само плодит организованную преступность, и уже не способно к самоочищению.
Попытку реанимировать всецело «совковое» ведомство, каким МВД было еще в во второй половине1990-х,первым предпринял охаянный, оболганный прокремлевской «оппозицией» министр Юрий Кравченко. Прошедший путь от рядового милиционера, познавший всю изнанку службы, неординарно мыслящий человек, он попытался плавно трансформировать органы внутренних дел Украины в современную полицейскую структуру, беря за образец устройство и подход к делу полицейских ведомств европейских государств.
Юрий Федорович Кравченко
На первом этапе преобразований он максимальное внимание уделял кадровой политике ведомства; ни один начальник райотдела милиции не мог быть назначен на должность без личного собеседования-экзамена у министра. Людей на начальственные должности тщательно готовили, подбирали, с них требовали реальный результат по борьбе с преступностью — те, кто служил «при Кравченко», все это знают.
Особое внимание министр уделял совершенствованию учебного процесса и системы подготовки будущих офицеров в милицейских ВУЗах. Видя в их выпускниках будущее нашей страны: они, молодые кадры уже независимой Украины, должны были, по задумке министра, постепенно вытеснить старые, еще «советские» по менталитету кадры. Огромное внимание министр уделял материально-техническому оснащению и перевооружению милиции, выбивая на это деньги из тогда еще не богатого бюджета.
Да, и при Кравченко многие генералы «делали бизнес», но далеко не все. А те, что делали, делали это втихаря, и не кичились достатком, особняками и связями.
Сам министр миллионером не был, к деньгам был равнодушен, свой первый и последний особняк (который ему, вероятно, подсунули его же будущие убийцы) приобрел уже после того, как расстался с креслом министра.
Спецоперация под названием «убийство Гонгадзе» поставила крест на начинаниях министра. Он был вынужден покинуть пост под бременем тяжких обвинений. В день исчезновения журналиста Гонгадзе — 16 сентября 2000 года — разбился во время тренировочного полета на спортивном самолете первый заместитель министра Кравченко генерал Леонид Бородич.
Позже впали в кому, из которой уже не вышли, еще два близких к Кравченко человека (по неофициальной информации — следствие никогда не проводилось — оба были отравлены на одном генеральском «сабантуе» в июле 2003 года): экс-руководитель аппарата МВД Эдуард Фере и экс-начальник ГАИ МВД, а накануне своей смерти — глава Администрации Президента Юрий Дагаев. Юрий Кравченко был убит 4 марта 2005 года (официальная версия — самоубийства)..
Что примечательно: расследование всех этих резонансных уголовных дел загонялось в тупик в Генеральной прокуратуре при активном участии руководства Главного следственного управления МВД. Основанием для прекращения (отказа в возбуждении) уголовных дел, как правило, являлись, мягко говоря, сомнительные экспертные заключения. Но никто из руководителей силовых ведомств ни при Президенте В. Ющенко, ни при Президенте В. Януковиче не горел желанием заново расследовать эту череду загадочных смертей, увязав их воедино. А деятельность института судебно-медицинской экспертизы никогда не поддавалась ревизии и уголовному преследованию.
В 2000-мфактически состоялась кадровая «зачистка» МВД в ходе спецоперации и в интересах соседнего государства, и после этого никаких серьезных шагов по реформированию украинской милиции не предпринималось. Бессистемные попытки навести порядок в министерстве и кадровую чехарду времен Ю. Луценко реформой назвать никак нельзя.
Все это длительное отступление преследует лишь одну цель: показать, что попытка реформировать МВД как систему была предпринята лишь единожды. Человек, который пошел на это, был убит. И не был отомщен своими же коллегами.
Огромные заслуги МВД времен Юрия Кравченко, и в первую очередь — подразделений УБОП, в том, что в Украине организованная преступность была выбита из власти, локализована, разобщена, лидеры ОПГ — сели в тюрьмы или пустились в бега, а «понятливые» — пошли на негласное сотрудничество с органами внутренних дел и отказались от силовых методов «конкуренции».
В Украине исчез как явление рэкет, резко сократилось число заказных убийств, разбойных нападений и случаев бандитизма, из государства были изгнаны «гастролеры» и «этническая преступность». Вздохнул облегченно бизнес.
Вот выдержки из одной УБОПовской српавки, датированной декабрем 1998 года, переломного в борьбе с оргпреступностью в Украине:
«О состоянии борьбы с организованной преступностью
В 1998 году прекращена преступная деятельность 1157 организованных преступных группировок (+7,2%), в состав которых входило 4836 человек. Ими совершено более 9 тысяч преступлений, среди которых 127 убийств (+13,4% по сравнению с прошлым годом), 670 разбоев (+26,4%), 468 фактов вымогательства (+5,9%), 648 хищений государственного и коллективного имущества в особо крупных размерах, 216 (+63,6%) фактов взяточничества, совершенных членами ОПГ.
Закончено расследование 92 уголовных дел, возбужденных по статье 69 УК Украины (бандитизм). В состав бандитских группировок входило более 400 человек. Больше всего бандформирований разоблачено в Крыму, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Одесской и Хмельницкой областях.
Почти все разоблаченные организованные преступные группы имеют корыстно-насильственной характер. А значительное их количество в той или иной степени было связано коррупционными связями с государственно-властными структурами.
…С целью прекращения противоправной деятельности устойчивых преступных сообществ, под контролем руководства МВД в декабре прошлого и январе текущего года проведены в два этапа спецоперации, во время которых прекращена преступная деятельность 69 организованных преступных группировок (426 человек). Раскрыто 450 совершенных ими преступлений, в том числе ряд особо резонансных. Изъято 575 единиц огнестрельного оружия, более 22 тыс. боеприпасов, около 400 кг наркотиков.
Во время операции была проверена деятельность около 2,5 тыс. коммерческих структур, которые по оперативным данным контролировались лидерами преступных группировок и криминальными авторитетами. Прекращена деятельность более 500 таких предприятий, отменены 139 лицензий на право занятия коммерческой деятельностью. Планируется проведение третьего этапа таких мероприятий….
Согласно Закону Украины «О борьбе с коррупцией» в 1998 году подразделениями МВД составлено 3828 административных протоколов, в том числе относительно:
- депутатов разных уровней — 561,
- председателей местных советов — 369,
- государственных служащих — 2985,
- военнослужащих — 143.
В результате осуществления комплекса оперативно-розыскных мероприятий и скоординированных действий подразделе БОП разных областей разоблачены коррумпированные организованные преступные группы в состав которых входили представители местных и центральных органов власти…
В конце прошлого года проведена целенаправленная операция, в результате которой уничтожено 18 ОПГ, созданных на этнической основе, возбуждено 41 уголовное дело. Только в Киеве перестали существовать группировки «Вахи», «Иссы», «Хусейна», «Ризвана», «Цироняна», «Дато», «Джинны», китайская и вьетнамская ОПГ.
Сейчас на территории страны действуют 49 преступных группировок, сформированных на этнической основе, которые находятся под оперативным контролем и в ближайшее время будут обезврежены…»
Так было в 1998-м.
Сейчас все это на наших глазах возвращается. Противостоять преступности — некому.
К сожалению, тогдашний Президент Леонид Кучма не разрешил Ю. Кравченко «зачистить» от ОПГ донецкий анклав. Поскольку влиятельная в регионе ОПГ «Люкс» успешно выступала в роли буфера, сдерживающего шахтерские волнения и экспансию КПУ на политическом «фронте». Кто мог тогда предположть, что через 5-6 лет донецкий бандитизм выйдет на государственный уровень…
Сегодня в парламенте Украины заседают активные члены ряда известных в прошлом и нынешнем ОПГ. Наиболее щедро в прошлом и нынешнем созывах Верховной Рады представлена донецкая ОПГ «Люкс» — крупнейшая и жесточайшая в Украине. И ее союзники по бандитскому промыслу.
Высшие должности в правоохранительных ведомствах Украины занимают лица, чей карьерный рост прямо связан с успехами, финансовым процветанием и доминирующим положением ОПГ «Люкс» в сегодняшнем криминальном мире страны.
Президент Виктор Янукович, снующий между Кипром и Москвой, публично свидетельствует свое покровительство активу донецких «братков», щедро одаривая лидера ОПГ «Люкс» высокими государственными постами и государственным имуществом по символическим ценам.
И в этом контексте говорить о реформах в МВД, ГПУ и СБУ — наивно и бесполезно.
Это — трагедия Украины.