В Днепродзержинске стартовала масштабная агитационная предвыборная бигборд-кампания.
Началось с того, что городской голова Станислав Сафронов на заседании в горисполкоме попросил убрать не оформленные в установленном порядке площадки, с тех пор их, изо дня в день, становится все… больше и больше. Сами потенциальные кандидаты в депутаты афишировать журналистам участие в осенних выборах пока не спешат и признают, что даже те фигуры, которые известны днепродзержинцам на сегодняшний день, могут создать эффект «лебедя, рака и щуки»: когда примерно равные «игроки» будут бороться за каждый голос. В конечном итоге, разрыв голосов между кандидатами 30-го избирательного округа может оказаться в пределах подсчетной погрешности.
По данным редакции газеты «Лица», за 30-й одномандатный избирательный округ, который включает в себя практически весь город Днепродзержинск (Баглейский, Днепровский районы и часть Заводского), будет бороться наибольшее, по сравнению с другими округами Днепропетровщины, количество потенциальных кандидатов – 8 человек.
Численность электората в округе – 168.697 жителей. К достоинствам данного округа для кандидата в нардепы мы отнесем компактность – и избиратели «одной категории» (нет деления на сельских и городских), и кандидатам легче расточать обещания. Ведь, сравните: оставшаяся часть Днепродзержинска относится к растянувшемуся на 100 с лишним километров 40-му округу, куда также входит г. Марганец, Криничанский, Солонянский и Томаковский районы Днепропетровщины.
Гузенко пошел в народ
Первыми, с мая месяца, в Днепродзержинске стартовали кампании двух кандидатов-тяжеловесов – Сергея Храпова и Константина Гузенко. Огромное количество наружной рекламы, публикации в местных СМИ, а также наличие агитпалаток свидетельствуют о возможностях кандидатов и непротивлении их баллотированию областного руководства. Уже сейчас трудно представить, кто из них, в конце концов, станет более рейтинговым.
Первый заместитель мэра Днепродзержинска, член Партии регионов Константин Гузенко об оппонентах не говорит: «Мне сложно комментировать о тех людях (кандидатах – авт.), о которых я узнаю впервые», – сказал корреспонденту газеты «Лица» Константин Александрович. Неужели он имел в виду первого секретаря Днепропетровского обкома КПУ Сергея Храпова? Стало быть, именно в лице действующего нардепа чиновник видит наиболее серьезного конкурента.
При этом, сам Константин Гузенко вряд ли похвастается захватывающей биографией. Как повествуется на сайте Днепродзержинского горсовета, родился Константин Александрович в селе Зеленый Клин Томаковского района Днепропетровщины. В 1989 году окончил Орловскую школу милиции, затем в 1993-м – Украинскую академию внутренних дел в г. Киеве, где получил полное высшее образование. С 1987 года по май 2005-го работал в милиции. С апреля 2006 года по ноябрь 2010 года был председателем Днепровского райсовета г. Днепродзержинска, ну а с ноября 2010-го стал первым заместителем мэра по вопросам деятельности органов городского совета.
С весны текущего года, по рассказам днепродзержинцев, Константин Александрович начал чуть ли не каждую неделю «выходить в народ», со всеми последующими фанфарами в СМИ, благодаря чему стал узнаваемым. В том числе на микрорайонах Баглейского района, которые считаются вотчиной Александра Дубинина (о нем читайте ниже). Источники газеты «Лица» в Днепродзержинске говорят, что больших денег у Гузенко нет, но это совершенно не снижает его шансы на победу. Ведь у него – админресурс, и для повышения рейтинга чиновнику просто необходимо активней пиариться на выполнении своих прямых обязанностей.
К слову, сам же первый заммэра официально не говорит о своем баллотировании в нардепы: «Решение примет партия».
«Во всяком случае, я рассматриваюсь (как кандидат – авт.)», – добавляет он.
Храпов озаботился кладбищами
Фора Константина Гузенко, предоставленная должностью и партийностью, тем не менее, не снижает шансы действующего народного депутата от КПУ Сергея Храпова.
Его, кстати, уже успели раскритиковать Днепродзержинские СМИ за иногороднее проживание. И действительно, Сергей Храпов родился в Новомосковске, живет в Днепропетровске и работает в Киеве: причем здесь Днепродзержинск? Хотя, сам товарищ Храпов это даже считает плюсом: «Я – не местный, и у меня здесь нет никаких связей с городскими бизнес-структурами, политическими элитами и кланами. Поэтому в случае победы на выборах в украинский парламент я буду защищать не интересы каких-либо группировок или бизнесменов Днепродзержинска, а интересы всех избирателей города. То есть, я не иду лоббировать интересы какой-то отдельной группы, я иду лоббировать интересы всех жителей!»
Затраты коммуниста на бигбордовую кампанию действительно впечатляют: город заклеен «агитками» Коммунистической партии, фотографиями Сергея Храпова, работают агитационные палатки, которыми даже Партия регионов не сильно-то светится (разве что в рамках языкового законопроекта). Видимо, на Днепродзержинск представители КПУ возлагают очень большие надежды – как никак, родина Брежнева!
Очевидно, что свою предвыборную кампанию Сергей Храпов так же, как регионал Гузенко, будет строить на «коммуналке». Правда, с «изюминкой»: ею стал… кладбищенский вопрос – борьба коммуниста с «ритуальной мафией», завышением цены частными структурами, занимающимися захоронениями на кладбищах области.
Кроме того, традиционно, агиткампания кандидата будет направлена на протестный электорат рабочих днепродзержинских заводов, которые, наверняка, недовольны условиями работы, зарплатами и их задержками. По мнению экспертов, Храпов будет бороться за электорат, который разочаровался в Партии регионов.
Кандидаты, «которых нет»
Борьба за кресло народного депутата, который будет представлять Днепродзержинск, конечно, не ограничивается двумя фигурами от проправительственного большинства в ВР. На арену уже вышел представитель Народной Партии Украины (НПУ) Сергей Демошенко. Довольно авторитетный человек, располагающий финансовыми ресурсами. Тем не менее, «взять» Днепродзержинский избирательный округ Демошенко будет не просто – у НПУ в городе рейтинг небольшой. По некоторым оценкам, на прошлую предвыборную кампанию Сергей Демошенко израсходовал около 2,5 млн грн. – при результате 9%. Очевидно, что грядущая кампания будет стоить Сергею Валентиновичу и того дороже.
Сергей Демошенко и его два брата-близнеца (по жизни и по гороскопу) Юрий и Геннадий родом из Днепродзержинска. После окончания в 1992 году местного индустриального института работал преподавателем в техникуме и в том же ВУЗе. С 2001 года – в Киеве, консультант министра транспорта, министра экономики и евроинтеграции, министра экологии, после – работал в аппарате Кабинета министров Украины. Сейчас работает на должности консультанта комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны. Бизнес Демошенко связывают с «металлом».
Открытым остается вопрос и с определением кандидата от оппозиционного Комитета сопротивления диктатуре (Комітет опору диктатурі, КОД). По данным редакции газеты «Лица», областной КОД рассматривает две кандидатуры: Виталия Куприя (ВО «Свобода») и Глеба Морохова (Фронт Змін).
Кандидатура Глеба Морохова, откровенно говоря, малопонятна. У Виталия Куприя зашкаливающий рейтинг узнаваемости в городе, за его плечами две предвыборные кампании, имеется стойкий электорат. Глеб Морохов, как представляется, может создать только дополнительные риски для оппозиционных сил: политик, который «не светился» в Днепродзержинске, практически без опыта проведения избирательной кампании. Не исключено, что его продвижение в Киев является «проектом» какой-то очень влиятельной бизнес-структуры.
Потенциальным кандидатом по 30 избирательному округу может стать и нашеукраинец Игорь Лесничий, хотя сам бизнесмен не спешит официально заявлять о своих амбициях:
«Нет, именно амбиций (по участию в выборах – авт.) нет. Вопрос в чем? Нужно смотреть реально на вещи. Мы на сегодня процентов на 99 уверены в своей победе. Потому что те исследования, которые регулярно проводим, нам позволяют надеяться. Но есть масса вопросов. Еще не определился до конца круг участников. И в зависимости от того, какие новые лица там будут появляться, или старые, – мы будем, уже исходя из этого, принимать решение. Потому что каждое новое действующее лицо может сыграть как на плюс, так и на минус. Исходя из этого, мы сейчас сидим, просчитываем варианты, смотрим. А амбиции – при чем здесь амбиции! Здесь вопрос именно состоит в победе. Если идти, то надо побеждать».
Игорь Лесничий – известный человек в Днепродзержинске, с достаточно богатым политическим опытом. Если раньше у него был более высокий рейтинг и шансы на победу в предыдущей кампании, то на данный момент, ему стали «обрезать крылья»: он лишился «контроля» над КП «Днепродзержинскводоканал», у него проводят обыски, а людей из его команды обвиняют в преступлениях. По мнению источников, власть всячески пытается на него надавить. Тем не менее, политик бодрится.
По данным источников «Лиц», днепродзержинские политики наперебой проводят переговоры с партией «Удар». Со своей стороны, набравший обороты в Украине, «УДАР» еще не определился со своим кандидатом по Днепродзержинску, поэтому на выборах можно ожидать различного рода сенсаций.
Еще одним потенциальным кандидатом в народные депутаты по Днепродзержинскому одномандатному избирательному округу является человек группы «Приват», директор ПАО «ДнепрАЗОТ» Александр Дубинин – еще одна очень сильная, в масштабах Днепродзержинска, фигура. Дубинин не связан с Партией регионов, но участвует в мероприятиях, организованных ПР в его Баглейском районе. Недавно даже был замечен в бело-голубом шарфике…
Дубинина неформально называют «хозяином» Баглейского района, на территории которого, собственно, и расположен «Днепр-АЗОТ». Поговаривают, что не все городские политики могут «посягнуть» на «азотовский» район. Несмотря на это, напомним, Константин Гузенко уже успел заявить о себе и в Баглейском районе, организовав ряд встреч с местными жителями.
Имеем то, что имеем
Выборы нардепов в Днепродзержинске, как и в Новомосковске, уже «прославились» за пределами области: обыски, нападения, суды… Партия власти делает все, чтобы не допустить баллотирования рейтинговых оппозиционных кандидатов. «Агитационная кампания уже началась. Грязная, незаконная, и началась с сильнейшего давления. Всячески пытаются надавить на меня, чтобы я не шел на выборы. Вы знаете, это два нападения, покушения фактически на убийство, поскольку, если бы попал молоток в голову, то все… Второй вопрос – попытки лишить средств к существованию – со всех сторон, с привлечением прокуратуры, судов, коммунальных предприятий – и везде уши торчат Партии регионов», – утверждает Виталий Куприй.
В последний год на Куприя совершили два нападения, а теперь стали разбираться и с единомышленниками. По словам В. Куприя, 17 июня ему позвонил один из активистов Клуба молодого лидера при общественной организации «Днепродзержинский правозащитный союз», основателем которого является свободовец, и срывающимся голосом сообщил, что его вывезли за территорию города, где побили за то, что общается с Куприем. «На меня в течение года совершено два покушения и, я считаю, преступники готовят третье. Все для того, чтобы я не занимался общественно-политической деятельностью. Теперь же их действия направлены на то, чтобы мои знакомые боялись находиться рядом со мной, сопровождать меня во время общественных акций. Чтобы я оказался в ситуации, когда меня никто не сможет защитить», – заявляет днепродзержинский политик.
О политгонениях сетует и Игорь Лесничий: «Они не могут быть (гонения – авт.) – они есть! Смотрите: за прошедший год лично у меня два раза обыски проводили. Первый раз искали наркотики – дома, второй раз – игровые аппараты – на работе.
Получается маразм чистой воды: какой-то наркоман, задержанный по какому-то делу, дает показания, что он покупал у моей тещи наркотики. Приходят и начинают искать наркотики. Хорошо, но я тоже не один год работал в милиции – я задаю людям внятные вопросы: «Расскажите – если он покупал у моей тещи, то он должен был хотя бы дать ее описание?» Нет. Приходят искать игровые аппараты в трехэтажное здание. Хорошо, вы пришли с обыском. Следователь, который выписал постановление, утвердил его в суде, – он же должен был опросить человека, выяснить, что он приходил ко мне в развлекательное заведение, и аппараты находятся, например, вот там. Хотя бы этаж указать, на котором игровые аппараты. Какое здание, как он туда прошел, кто там стоит. То есть, масса нюансов, которые следователь обязан выяснить в данном случае. Но следователи пожимают плечами: мы будем везде искать… Да не вопрос!»
Кроме того, по словам И. Лесничего, ему трудно договариваться с рекламными агентствами. Некоторые рекламщики отказываются оказывать политику услуги размещения наружной рекламы в городе.
Опрос на улице
Ольга:
– Нет, я не заметила агитационной кампании. И ни за кого не буду голосовать – они за нас выберут.
Марина Ивановна:
– Нет, не определилась с кандидатом. Я в школе работаю, мне некогда этим заниматься. А политических бигбордов в городе много.
Анатолий Петрович:
– С кандидатом не определился. Что активно проходит предвыборная кампания не сказал бы.
Светлана Сергеевна:
– Меня ни разу не агитировали. Все спокойно, все тихо. Голосовать ни за кого не буду, потому что доверия ни к кому, никакого. А за Януковича буду голосовать – дядька хоть здоровый(!).
Валентина Михайловна:
– Мой голос – Яценюку. По мажоритарному округу пока еще не определилась.
Марина:
– А что, уже агитацию проводят? В августе ж должны регистрировать.
Ждем старта?
В случае, если список потенциальных кандидатов, по версии газеты «Лица», продержится до официальной даты начала кампании, то борьба за кресло народного депутата, представляющего Днепродзержинск, будет серьезной и бескомпромиссной.
«Безусловно, по моему мнению, борьба (на 30 одномандатном избирательномокруге – авт.) будет за каждого избирателя. Во-первых, официально никто еще себя не позиционировал. Но то, что многие из них (потенциальных кандидатов – авт.) располагают своими достоинствами и потенциалом – это да. Я считаю, что это сильные кандидаты», – комментирует Константин Гузенко.
Итак, сильные, известные и обеспеченные кандидаты будут бороться за каждый голос, за каждого жителя города, за каждый процент. При таких условиях не исключено, что победителя придется определять, исходя из разницы в пару процентов.
Проект здійснено за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні.
Погляди авторів не обов’язково збігаються з офіційною позицією уряду США.
Фамилии кандидатов знакомые, но голосовать за них нельзя. Ни один из кандидатов ,по-моему, не заслуживает представлять мои интересы в Раде, т.к. все они в существующей политической системе ничего изменить не смогут. Нужен кандидат, который в будущем может объединить свои усилия с обновлённым демократическим большинством. А так — только обещания об улучшении нашего существования. Буду вычёркивать всех из бюллетеня.