Домой Власть и политика Судебная реформа

Судебная реформа

50
0

Год с лишним назад, в июне 2016-го, Верховная Рада приняла Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». Его называли революционным. Реформирование решили начать не с низов, а с Верховного суда. Предусматривались механизмы замены судейского корпуса, очищения от тех, кто дискредитировал себя и систему. Для возвращения доверия к судебной власти предлагались такие нововведения как: увольнение судей по упрощенной процедуре, невозвращение отсеявшихся, постоянный мониторинг образа жизни судей, оценивание уровня добропорядочности, ограничение судейского иммунитета и другие.

Президент Украины Петр Порошенко подчеркнул, что судебная реформа является главным приоритетом на ближайшее время для Украины.

Что же конкретно даст судебная реформа рядовому гражданину?

На сегодняшний день на смену «плохой» деятельности судебной власти пришла «никакая». Дела надолго зависли. Дефицит судей огромен.

3 октября, Верховная Рада проголосовала за судебную реформу. Соответствующее решение поддержали 234 народных депутата. За что именно проголосовали народные депутаты? Всего изменений было очень много. Законодательный орган Украины единственным законом практически «переписал» три кодекса, изменил восемь других и еще 18 законов.

Вот некоторые из основных нововведений:

Забытое старое

Одним из основных изменений стало возвращение Верховному суду Украины статуса единой кассационной инстанции в Украине, т.е. инстанции, которая пересматривает решения принятые нижестоящими судебными инстанциями. Введён новый порядок рассмотрение им дел.

Под Президентским контролем

Несмотря на то, что все верховные судьи избираются на конкурсной основе, теперь Президент является крайней инстанцией, которая утверждает или отклоняет их назначение. Такой механизм назначения главных судей фактически позволит Президенту контролировать суд.

Электронный суд

Теперь лично присутствовать на всех судах необязательно. Все участники судебного дела смогут принимать участие по видеосвязи. Практически это значит, что судиться можно будет, даже не выходя из дома. При этом свидетели и эксперты могут находиться в здании другого суда. Сам «электронный суд» будет работать с помощью Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы. Теперь все иски, жалобы и другие документы будут регистрировать в этой системе. Она же будет выбирать и назначать судей для рассмотрения тех или иных дел.

Публикация повесток в интернете

Одна из норм принятого закона предусматривает, что отныне повестки в суд будут публиковать в интернете, более того, их будут присылать не на личный электронный ящик участника судебного процесса, а они будут сразу публиковаться на сайтах судов. Если гражданин Украины не взял себе за правило регулярно просматривать сайты судов, он рискует, что дело в суде будет рассмотрено без его участия.

Судиться — будет дороже

Теперь каждый будет обязан вносить своего рода «залоговую сумму» при подаче иска в суд. Будут компенсироваться расходы ответчику на адвоката в случае его выигрыша. Это фактически делает недоступным право судебной защиты для малоимущих, другими словами для подавляющего числа украинцев.

Без лишних вопросов

Количество возможных вопросов участникам заседаний теперь должно быть ограниченным. Планируется установить максимум 10 вопросов, а в случае большего их количества это может расцениваться как «злоупотребление». Вряд ли такое нововведение будет способствовать установлению истины при рассмотрении судебных дел.

Ограничение доступа в зал судебного заседания

Теперь судья может ограничить доступ людям в зал суда, если в зале не хватает свободных мест. Теоретически это открывает определенный путь для манипуляций. Например, можно сделать так, чтобы не хватило места журналистам.

Кроме того, судьи получат значительную власть над участниками процесса. Теперь можно всех оштрафовать за большим перечнем оснований. Речь идет о сотнях тысяч гривен. Оштрафовать могут даже за требование отвода судьи-коррупционера более одного раза.

Монополия адвокатуры

Отныне, если юрист не имеет свидетельства на право заниматься адвокатской деятельностью, он не может оказывать правовую помощь в судебном процессе.

Сроки расследования дел сократят

В закон закралась поправка, которая уменьшает сроки расследования уголовных дел до 3 или 6 месяцев. Эта правка уменьшит сроки расследования в зависимости от категории дела до 3 или 6 месяцев. Таким образом, количество отказов в начале расследования при неочевидных преступлениях значительно возрастет, ведь правоохранители не захотят брать на себя ответственность расследовать эти преступления так быстро.

Ослабление защиты от произвола чиновников

В административном судопроизводстве будет запрещено обеспечивать иск путем приостановления действия решения субъекта властных полномочий, которое не является предметом обжалования в административном деле, или установление запрета или обязанности совершать действия, вытекающие из такого решения (п. 5 ч. 3 ст. 151 КАС в редакции законопроекта). Чиновник сможет прикрывать свои незаконные решения или действия, которые оспаривает истец, исполнением какой инструкции и суд не сможет остановить незаконную деятельность такого чиновника в порядке обеспечения иска. Это ослабит защиту человека от произвола чиновников и органов власти.

Тайные встречи

Судья сможет встречаться со сторонами процесса «тайно» без видео или аудио-записи. Более того, за нарушение тайны будет предусмотрена ответственность!

Будут ли способствовать «тайные» встречи судей с участниками процесса достижению основной цели судебной реформы – борьбе с коррупцией? Думаю, что нет.

В общем, пока результаты судебной реформы даже не дают косметического эффекта. По мнению экспертов нововведения не способствуют устранению системных пробелов. Тем не менее, Министр юстиции Украины Павел Петренко назвал закон удачным. «Он будет способствовать унификации судебной практики и экономии времени во время рассмотрения дел. При этом мы сможем разгрузить нашу судебную систему, что обеспечит повышение качества рассмотрения каждой отдельно взятой дела», — считает министр.

Добавить комментарий