6 августа 2019 года вступает в силу Закон Украины «Об информации для потребителей пищевых продуктов», который устанавливает общие принципы и требования к информации о пищевых продуктах, в частности, в отношении их маркировки, а также обязанности операторов рынка относительно доведения этих данных до потребителей. Об этом сообщает Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.
«Принятие Закона является большим шагом на пути выполнения Украиной обязательств в сфере санитарных и фитосанитарных мероприятий в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Так, в основу Закона легли требования Регламента Европейского Парламента и Совета (ЕС) № 1169/2011 от 25 октября 2011 года о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах», – сообщил Генеральный директор Директората безопасности и качества пищевой продукции Николай Мороз.
Требования Закона будут распространяться не только на производителей пищевых продуктов на всех этапах производства и обращения, но и на пищевые продукты, предназначенные для конечного потребителя, в частности такие, которые реализуются в заведениях общественного питания.
«Требования к информированию о пищевых продуктах существовали и ранее, однако базировались они, скорее, на фундаменте неуважительного отношения к потребителю: например, маркировка на этикетку наносится такими мелкими буквами, что даже человеку с острым зрением трудно разглядеть состав продукта, да и такая информация была далеко не полной, — пояснил в своем блоге Владимир Лапа, руководитель Госпродпотребслужбы. — Поэтому был наработан новый Закон, который приводит украинское законодательство в соответствие с положениями многочисленных регламентов и директив Евросоюза в этой сфере, а также — и это главное — направлен на обеспечение надлежащего уровня защиты здоровья и интересов потребителей, их осведомленности, установления средств гарантирования права потребителей на информацию и процедуры предоставления информации о пищевых продуктах».
Согласно требованиям Закона Украины, информация о пищевом продукте должна быть точной, достоверной и понятной для потребителя и не должна вводить в заблуждение относительно характеристик, свойств, состава пищевых продуктов. Данное требование будет распространяться как на рекламу пищевых продуктов, так и на способ размещения и представления пищевых продуктов для реализации, в частности форму, внешний вид, упаковку.
«Потребитель должен получить максимально достоверную информацию о пищевом продукте и иметь возможность осуществить осознанный выбор. Вместе с этим Законом Украины установлен перечень обязательной для предоставления информации о пищевых продуктах, а также требования к размещению и представлению такой информации», – пояснил Николай Мороз.
Так, по его словам, операторы рынка должны обязательно указывать информацию о наличии веществ, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, наличии ГМО, размораживании или подвергании пищевых продуктов ионизирующему излучению, наличии добавленной воды и тому подобное.
Кроме того, в новом Законе особое внимание уделяется требованиям в отношении информации о пищевых продуктах, продажа которых осуществляется дистанционно (статья 9). Так, вся обязательная информация о пищевых продуктах должна быть доступной потребителю для ознакомления до момента продажи пищевого продукта.
Вместе с этим статьей 18 Закона предоставляются разъяснения, каким образом минимальный срок годности («лучше употребить до…», «лучше употребить до конца…») отмечается и в чем его отличие от даты «употребить до».
«Основная идея такого подхода заключается в том, что на рынке существуют скоропортящиеся и более опасные с точки зрения микробиологии продукты, для которых должна быть указана дата «употребить до». Такая отметка будет информировать о том, что на следующий за этой датой день продукт может становиться опасным (например, сырое или охлажденное мясо, сырая рыба, яйца)», – отметил Николай Мороз.
Он добавил, что в то же время есть ряд продуктов, которые при соблюдении установленных условий хранения остаются безопасными в течение определенного времени после окончания минимального срока годности, прописанного в маркировке (например, сахар, кофе и др). Для таких продуктов будет указана дата окончания минимального срока годности, что будет выражаться фразами «лучше употребить до…», «лучше употребить до конца…». Однако, как по истечении срока «употребить до…», так и сроков «лучше употребить до…», «лучше употребить до конца…», продукты должны быть изъяты из реализации.
Законом Украины определены основные требования к информации о пищевых продуктах, предоставляемой в добровольном порядке, в частности, закреплено определение «натуральных» молочных продуктов.
Стоит отметить, что Законом Украины в значительной мере усилена ответственность операторов рынка за нарушение законодательства о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах.
Обязательная информация о пищевом продукте
- На государственном языке.
- Надписи точные, четкие, понятные, разборчивые, размещенные на видном месте (на упаковке, этикетке). Не должны скрываться другой текстовой или графической информацией.
- Название пищевого продукта.
- Физическое состояние пищевого продукта (продукт сублимированной сушки, быстрозамороженный, концентрированный, копченый, порошкообразный, жидкий и т. п).
- Перечень/количество ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли.
- Наличие аллергенов. Выделяются отдельным цветом, шрифтом, стилем.
- Отметка «с ГМО», если доля ГМО превышает 0,9%. «Без ГМО», в подтверждение отсутствия ГМО.
- Срок годности.
- Условия хранения/использования.
- Ответственный за информацию о пищевом продукте.
- Страна происхождения/место происхождения.
- Инструкция по использованию (если ее отсутствие может усложнить использование продукта).
- Фактическое содержание этилового спирта (для напитков с содержанием более 1,2%).
- Питательная ценность. Включает информацию об энергетической ценности, содержании жиров, насыщенных жиров, углеводов, сахаров, белков и соли.
- Подвергался ли пищевой продукт замораживанию/размораживанию. Если подвергался замораживанию — отмечается дата.
Если пищевой продукт покрыт ледяной глазурью (для замороженных продуктов), масса пищевого продукта не должна включать массу ледяной глазури. Кроме того, название пищевых продуктов, которые были заморожены до продажи, а продаются в размороженном состоянии, должно содержать слово «размороженный».
Если упаковка товара менее 10 см кв., обязательно указывать только название продукта, аллергены, количество, минимальный срок годности. Другое — на запрос потребителя.
Шрифт маркировки должен быть четким, разборчивым и контрастным.
Если товар нефасованный информация о пищевом продукте предоставляется способом, определенным оператором рынка. Например, может быть расположена на мешке с мукой или же на рядом поставленном стенде.
Принятый Закон касается не только маркировки на этикетках, но и любой информации о пищевом продукте, которая предоставляется через рекламу, Интернет или просто сообщается потребителю при продаже, в частности в местах общественного питания. В случае дистанционной реализации информация должна быть доступна до момента приобретения продукта.
Применение слова «натуральный» относительно молочных продуктов или их ингредиентов допустимо, если они соответствуют таким критериям:
- не произведены из сырья искусственного происхождения;
- продукт или ингредиент не содержит ингредиентов, произведенных из сырья искусственного происхождения;
- продукт или ингредиент не содержит искусственных красителей, искусственных ароматизаторов, консервантов, стабилизаторов, пищевых добавок, подсластителей;
- продукт или ингредиент получены или произведены из сырья в результате физических и/или ферментативных, или микробиологических процессов переработки;
- продукт или ингредиент произведены без применения методов генной инженерии.
Если же в молочных продуктах были полностью или частично заменены составляющие молока (молочный жир, молочный белок, лактоза) , или такой продукт произведен с использованием жиров или белков немолочного происхождения или любых стабилизаторов и консервантов, то его маркировать как «натуральный» запрещено. За нарушение — штрафные санкции в размере 3-5 минимальных зарплат.
Предоставление неточной, недостоверной информации о продукте, изменение оператором рынка информации о нем влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере 15 минимальных заработных плат (62,6 тыс. грн), а на физических лиц-предпринимателей — в размере 10 минимальных зарплат (41,7 тыс. грн).
За введение потребителей в заблуждение относительно веществ и пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, штраф составляет 30 минимальных заработных плат (125,2 тыс. грн) для юридических лиц и 20 (83,5 тыс. грн) — для физлиц-предпринимателей.
Гривневый эквивалент штрафов актуален для текущего года — размер минимальной зарплаты на 2019 год установлен на уровне 4 173 грн.
Закон устанавливает, что пищевые продукты, которые соответствуют требованиям законодательства о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах, действовавшим до введения в действие этого Закона, могут производиться и/или вводиться в оборот в течение трех лет после введения в действие этого Закона. Такие пищевые продукты могут находиться в обращении до наступления конечной даты потребления или окончания срока годности.