Домой Новости города Маркировка: информировать потребителя о пищевых продуктах теперь будут по новому

Маркировка: информировать потребителя о пищевых продуктах теперь будут по новому

22
0

6 августа 2019 года вступает в силу Закон Украины «Об информации для потребителей пищевых продуктов», который устанавливает общие принципы и требования к информации о пищевых продуктах, в частности, в отношении их маркировки, а также обязанности операторов рынка относительно доведения этих данных до потребителей. Об этом сообщает Министерство аграрной политики и продовольствия Украины.

«Принятие Закона является большим шагом на пути выполнения Украиной обязательств в сфере санитарных и фитосанитарных мероприятий в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Так, в основу Закона легли требования Регламента Европейского Парламента и Совета (ЕС) № 1169/2011 от 25 октября 2011 года о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах», – сообщил Генеральный директор Директората безопасности и качества пищевой продукции Николай Мороз.

Требования Закона будут распространяться не только на производителей пищевых продуктов на всех этапах производства и обращения, но и на пищевые продукты, предназначенные для конечного потребителя, в частности такие, которые реализуются в заведениях общественного питания.

«Требования к информированию о пищевых продуктах существовали и ранее, однако базировались они, скорее, на фундаменте неуважительного отношения к потребителю: например, маркировка на этикетку наносится такими мелкими буквами, что даже человеку с острым зрением трудно разглядеть состав продукта, да и такая информация была далеко не полной, — пояснил в своем блоге Владимир Лапа, руководитель Госпродпотребслужбы. — Поэтому был наработан новый Закон, который приводит украинское законодательство в соответствие с положениями многочисленных регламентов и директив Евросоюза в этой сфере, а также — и это главное — направлен на обеспечение надлежащего уровня защиты здоровья и интересов потребителей, их осведомленности, установления средств гарантирования права потребителей на информацию и процедуры предоставления информации о пищевых продуктах».

Согласно требованиям Закона Украины, информация о пищевом продукте должна быть точной, достоверной и понятной для потребителя и не должна вводить в заблуждение относительно характеристик, свойств, состава пищевых продуктов. Данное требование будет распространяться как на рекламу пищевых продуктов, так и на способ размещения и представления пищевых продуктов для реализации, в частности форму, внешний вид, упаковку.

«Потребитель должен получить максимально достоверную информацию о пищевом продукте и иметь возможность осуществить осознанный выбор. Вместе с этим Законом Украины установлен перечень обязательной для предоставления информации о пищевых продуктах, а также требования к размещению и представлению такой информации», – пояснил Николай Мороз.

Так, по его словам, операторы рынка должны обязательно указывать информацию о наличии веществ, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, наличии ГМО, размораживании или подвергании пищевых продуктов ионизирующему излучению, наличии добавленной воды и тому подобное.

Кроме того, в новом Законе особое внимание уделяется требованиям в отношении информации о пищевых продуктах, продажа которых осуществляется дистанционно (статья 9). Так, вся обязательная информация о пищевых продуктах должна быть доступной потребителю для ознакомления до момента продажи пищевого продукта.

Вместе с этим статьей 18 Закона предоставляются разъяснения, каким образом минимальный срок годности («лучше употребить до…», «лучше употребить до конца…») отмечается и в чем его отличие от даты «употребить до».

«Основная идея такого подхода заключается в том, что на рынке существуют скоропортящиеся и более опасные с точки зрения микробиологии продукты, для которых должна быть указана дата «употребить до». Такая отметка будет информировать о том, что на следующий за этой датой день продукт может становиться опасным (например, сырое или охлажденное мясо, сырая рыба, яйца)», – отметил Николай Мороз.

Он добавил, что в то же время есть ряд продуктов, которые при соблюдении установленных условий хранения остаются безопасными в течение определенного времени после окончания минимального срока годности, прописанного в маркировке (например, сахар, кофе и др). Для таких продуктов будет указана дата окончания минимального срока годности, что будет выражаться фразами «лучше употребить до…», «лучше употребить до конца…». Однако, как по истечении срока «употребить до…», так и сроков «лучше употребить до…», «лучше употребить до конца…», продукты должны быть изъяты из реализации.

Законом Украины определены основные требования к информации о пищевых продуктах, предоставляемой в добровольном порядке, в частности, закреплено определение «натуральных» молочных продуктов.

Стоит отметить, что Законом Украины в значительной мере усилена ответственность операторов рынка за нарушение законодательства о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах.

Обязательная информация о пищевом продукте

  1. На государственном языке.
  2. Надписи точные, четкие, понятные, разборчивые, размещенные на видном месте (на упаковке, этикетке). Не должны скрываться другой текстовой или графической информацией.
  3. Название пищевого продукта.
  4. Физическое состояние пищевого продукта (продукт сублимированной сушки, быстрозамороженный, концентрированный, копченый, порошкообразный, жидкий и т. п).
  5. Перечень/количество ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли.
  6. Наличие аллергенов. Выделяются отдельным цветом, шрифтом, стилем.
  7. Отметка «с ГМО», если доля ГМО превышает 0,9%. «Без ГМО», в подтверждение отсутствия ГМО.
  8. Срок годности.
  9. Условия хранения/использования.
  10. Ответственный за информацию о пищевом продукте.
  11. Страна происхождения/место происхождения.
  12. Инструкция по использованию (если ее отсутствие может усложнить использование продукта).
  13. Фактическое содержание этилового спирта (для напитков с содержанием более 1,2%).
  14. Питательная ценность. Включает информацию об энергетической ценности, содержании жиров, насыщенных жиров, углеводов, сахаров, белков и соли.
  15. Подвергался ли пищевой продукт замораживанию/размораживанию. Если подвергался замораживанию — отмечается дата.

Если пищевой продукт покрыт ледяной глазурью (для замороженных продуктов), масса пищевого продукта не должна включать массу ледяной глазури. Кроме того, название пищевых продуктов, которые были заморожены до продажи, а продаются в размороженном состоянии, должно содержать слово «размороженный».

Если упаковка товара менее 10 см кв., обязательно указывать только название продукта, аллергены, количество, минимальный срок годности. Другое — на запрос потребителя.

Шрифт маркировки должен быть четким, разборчивым и контрастным.

Если товар нефасованный информация о пищевом продукте предоставляется способом, определенным оператором рынка. Например, может быть расположена на мешке с мукой или же на рядом поставленном стенде.

Принятый Закон касается не только маркировки на этикетках, но и любой информации о пищевом продукте, которая предоставляется через рекламу, Интернет или просто сообщается потребителю при продаже, в частности в местах общественного питания. В случае дистанционной реализации информация должна быть доступна до момента приобретения продукта.

Применение слова «натуральный» относительно молочных продуктов или их ингредиентов допустимо, если они соответствуют таким критериям:

  • не произведены из сырья искусственного происхождения;
  • продукт или ингредиент не содержит ингредиентов, произведенных из сырья искусственного происхождения;
  • продукт или ингредиент не содержит искусственных красителей, искусственных ароматизаторов, консервантов, стабилизаторов, пищевых добавок, подсластителей;
  • продукт или ингредиент получены или произведены из сырья в результате физических и/или ферментативных, или микробиологических процессов переработки;
  • продукт или ингредиент произведены без применения методов генной инженерии.

Если же в молочных продуктах были полностью или частично заменены составляющие молока (молочный жир, молочный белок, лактоза) , или такой продукт произведен с использованием жиров или белков немолочного происхождения или любых стабилизаторов и консервантов, то его маркировать как «натуральный» запрещено. За нарушение — штрафные санкции в размере 3-5 минимальных зарплат.

Предоставление неточной, недостоверной информации о продукте, изменение оператором рынка информации о нем влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере 15 минимальных заработных плат (62,6 тыс. грн), а на физических лиц-предпринимателей — в размере 10 минимальных зарплат (41,7 тыс. грн).

За введение потребителей в заблуждение относительно веществ и пищевых продуктов, вызывающих аллергические реакции или непереносимость, штраф составляет 30 минимальных заработных плат (125,2 тыс. грн) для юридических лиц и 20 (83,5 тыс. грн) — для физлиц-предпринимателей.

Гривневый эквивалент штрафов актуален для текущего года — размер минимальной зарплаты на 2019 год установлен на уровне 4 173 грн.

Закон устанавливает, что пищевые продукты, которые соответствуют требованиям законодательства о предоставлении потребителям информации о пищевых продуктах, действовавшим до введения в действие этого Закона, могут производиться и/или вводиться в оборот в течение трех лет после введения в действие этого Закона. Такие пищевые продукты могут находиться в обращении до наступления конечной даты потребления или окончания срока годности.

Добавить комментарий