«Если бы еще прошлой зимой кто-то предположил, что я, домохозяйка по призванию, и блондинка по жизни, буду вникать в то, как работает тепловой счетчик я бы покрутила пальцем у виска. А вот после того, как за январь 2018 года, нам по счетчику начислили почти по 59 гривен за каждый квадратный метр, очень хотелось бы разобраться, почему этот монстр делает все, чтобы нас разорить.» — говорит жительница ул. Цветов 11 Лариса Николаевна В.
Увы, подобные возмущения сейчас приходится слышать довольно часто. Только в своем жилом квартале я без труда нашла 3 дома, где оплата по счетчику выше, чем по нормам потребления. Причем там, где жильцы установили приборы учета за собственные средства, они действительно быстро окупились и, несмотря на заоблачные тарифы на тепло, продолжают приносить экономию. А вот жильцы тех домов, кому коллективный счетчик поставщик услуги устанавливает за собственные средства, довольно часто оказываются в накладе. Многие из них даже готовы платить по тарифу.
Почему так бывает, разобраться оказалось непросто. По понятным причинам, теплоснабжающим предприятиям раскрывать карты не выгодно. Опрос жителей домов, чья оплата за тепло устраивает потребителей, тоже не дал результатов (да это и понятно, зачем забивать мозги лишней информацией, если выгода налицо). Интернет в этом случае, тоже мало чем помог. Практически все сайты, выданные разными поисковыми системами, в унисон рассказывают о том, как выгодно оборудовать свой дом, либо квартиру счетчиком тепла. Такая позиция тоже вполне объяснима. Ведь на большинстве интернет — ресурсов размещают информацию те, для кого тепловые счетчики — прибыльный бизнес.
И все же, полезные сведения, способные пролить свет на проблему, нам выяснить удалось.
НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ
«Прежде чем взять деньги за установку такого серьезного оборудования, как общедомовой тепловой счетчик, фирма, которая дорожит своей репутацией, проводит техническое обследование дома. На основе такого обследования выполняется проект, где учитывается, какая модификация оборудования наиболее подходит для конкретного дома. Если вам говорят цену, даже не выехав на объект, задумайтесь, скорее всего, речь идет только о врезки приборов, часто не надлежащего качества, и работе, выполненной кое-как.» — поясняет Владимир Степанович К, согласившийся пообщаться с журналистом только в формате «не для печати». (Владимир Степанович в прошлом был ведущим специалистом ЧП, занимавшийся бизнесом, связанным с тепловыми приборами учета).
По словам специалиста, тепловые счетчики бывают разных типов. Каждая модификация имеет свои параметры и может не соответствовать особенностям конкретного дома.
Самые дешевые и простые — механические тепловые счетчики. Но если у вас слишком жесткая вода или, же в ней попадаются накипь и ржавчина, такие счетчики использовать нельзя. Крупные частички могут застревать в его лопастях, выводя их из строя, что влияет на правильность работы прибора учета. В то же время, точность ультразвуковых счетчиков тепла серьезно зависит от количества отложений (накипи) на внутренних поверхностях измеряемого участка, а также от степени завоздушенности системы. Есть и другие особенности, которые необходимо учесть.
Наш эксперт также акцентировал внимание на том, что жильцы, устанавливающие тепловой счетчик за собственные средства, как правило, приобретают и новую запорную арматуру, а также дополнительное оборудование к нему, без которого вряд ли возможно много сэкономить.
Счетчик тепла на многоквартирный дом рекомендуется устанавливать вместе с автоматическим погодным регулятором, регулятором тепла или индивидуальным тепловым пунктом. Погодный регулятор позволяет автоматически добавлять тепло в квартиры, когда температура на улице падает, и наоборот. Регулятор тепла согласно заданным температурным и временным параметрам уменьшает или увеличивает расход теплоносителя. Кроме того, прежде чем установить теплосчетчик в доме, уважающая себя фирма убеждает заказчиков в необходимости замены и наладки внутридомовых коммуникаций. Ведь состояние системы теплоснабжения, напрямую влияет на энергопотребление дома. Если стояки забитые, коммуникации не заизолированы, из дырявых труб капает, счетчик все эти потери учтет, а жильцы за них заплатят. Никто не спорит, при наличии счетчика, вы действительно больше не будете платить за отопление улицы, зато придется платить за потери тепла внутри дома — разбитые в подъезде стекла, холодный подвал и продуваемый ветрами чердак. Многое зависит и от того, насколько квалифицировано, настроена система теплоснабжения. Вот почему жильцы, которые установили прибор учета за собственные средства, обычно, продолжают сотрудничество со специалистами фирмы по обслуживанию оборудования. Конечно, это тоже затраты, но они быстро окупаются. Такое обслуживание возможно только в случае, когда счетчик не принадлежит теплоснабжающей организации. Не секрет, что некоторые особо «продвинутые» жильцы выполняют такое регулирование вручную, я бы этого делать не советовал.
В официальном ответе КП КГС «Теплосети» на запрос «Событие» говорится: Вмешательство в гидравлический режим работы внутридомовой системы отопления (регулирование затраты теплоносителя задвижками) запрещено. За такие действия предусмотрена административная и уголовная ответственность.
ЗА ВСЕ ЗАПЛАТЯТ ЖИЛЬЦЫ
Пока тепловых счетчиков было мало, существенного влияния на финансовое состояние поставщиков услуги, учет энергоресурсов не оказывал. Но чем больше в наших домах появляется приборов учета, тем больше становится это влияние. К тому же массовая установка коллективных счетчиков за средства теплоснабжающих предприятий, тоже сказывается на их прибыльности. В сложившейся ситуации теплоснабженцы просто обязаны искать пути повышения своей рентабельности.
Наше каменское ноу-хау — передача внутридомовых коммуникаций вообще, и тепловых сетей в частности, на обслуживание Управляющей компании — это отдельная «песня о главном».
Не берусь судить, почему было принято такое решение, но его результаты трудно переоценить. Поставщик тепла подает энергоноситель к дому, а дальше… хоть «трава не расти», Все потери фиксируются общедомовым счетчиком и жильцам будет начислена оплата по его показаниям. Поскольку финансовое состояние управляющей компании никак не зависит от того, будут платить за тепло жильцы или не будут, следить за состоянием внутридомовых коммуникаций жилищной конторе без надобности. А вот жильцы многоэтажек оказались в настоящей западне. Не заплатишь, лишат субсидии, либо навесят долги, которые рано или поздно придется погашать.
КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
Но все-таки главная причина того, что жильцы оказываются в накладе, не техническая. Создатели системы взаимоотношений потребителей с поставщиками коммунальных услуг, постарались сделать все, чтобы монополисты никак не пострадали.
Согласно закону «О жилищно-коммунальных услугах», хозяевам приватизированного жилья теперь принадлежат не только квартиры, но и все коммуникации дома, а также крыша, подвал, подъезд, внутридомовая территория. Это означает, что проблемы, возникшие с общей собственностью должны решать сами жильцы.
А теперь вы, носящие гордое звание «ХОЗЯЕВА», скажите честно, хотя бы самим себе:
- Вы знаете, счетчик, какой модификации установлен в вашем доме, насколько он вам подходит, когда его поверяли и точно ли он работает?
- Вы лично интересовались, кто и как обслуживает ваши внутридомовые коммуникации, в каком они состоянии, что можно и нужно предпринять для ликвидации проблем?
- Когда в последний раз вы, или ваши соседи опускались в подвал, поднимались на чердак, или заклеили окно в подъезде?
- Вы написали хоть одну жалобу на тех, кто нас плохо обслуживает?
Пока мы будем думать, что все это нас не касается, пока мы будем ждать, что за нас что-то сделает сосед, пока наша активность будет видна только в социальных сетях и на собственной кухне, так и будем хвататься за сердце, получив очередные драконовские квитанции. А потом, повозмущавшись себе под нос, понуро поплетемся в кассу.