Масштабные аварии и трагические инциденты все чаще происходят в жилищно-коммунальной сфере Каменского. А растущие тарифы заставляют каменчан все настойчивее искать ответы на вопросы: почему жить в городе, чем дальше, тем опаснее? Кому и за что мы платим, оплачивая услуги? И кому принадлежит то, что нас убивает, и что нам так дорого продают?
Авария, напугавшая всех
Вечером 9 ноября почти все Каменское погрузилось в холод и мрак. У многих жителей пропало водоснабжение. Случилась авария на электрической подстанции «Днепрооблэнерго», питающей большую часть Каменского, часть Днепра и Аульский водовод. Остановились насосы, подающие теплоноситель и воду… Когда их обратно включили, начались прорывы труб…
Городские коммунальные службы до сих пор аврально разгребают последствия аварии 9 ноября. На «Теплосети» сгорело оборудование стоимостью в полмиллиона гривен, и коммунальщики собираются взыскать ущерб с энергопоставщиков.
Убитое центральное отопление
КП «Теплосеть» – это сплошная проблема. К сожалению ни один из мэров города и руководителей департамента ЖКХ – предшественников, не делали ничего, чтобы на предприятии «Теплосети» финансово сбалансировать и минимизировать убытки. Аналогичная ситуация и с государственным предприятием ДДТЭЦ, где до сих пор отец (на ДДТЭЦ) и сын (в «Днепропетровскгаз сбыт») делают все возможное для вытягивания денег из любого бюджета», — написал после аварии в социальных сетях депутат горсовета Каменского Андрей Иванченко. Город может остаться без централизованного отопления с таким управлением, предупреждает депутат.
Никакое подорожание отопления не спасет ситуацию, пока деньги утекают в никуда, соглашаются другие депутаты из разных политических партий. Где экономически обоснованные тарифы, когда никто не знает, сколько тепла мы оплачиваем, но не получаем из-за потерь в сгнивших трубах, спрашивают общественники?
Вот дадут Каменскому кредит европейцы – построим много районных котелен и будем ими отапливать город, а старые теплосети будут уже не нужны, говорят управляющие Каменским. Обещают после получения денег построить новую систему теплоснабжения за 2-3 года. Тем временем, потребители должны будут не оплачивать отопление своих жилищ, а содержать устаревшую, расточительную и разрушающуюся систему производства и поставки теплоносителя…
Можно ли спасти водоканал?
Примерно те же прогнозы по городской системе водоснабжения и канализации. Здесь долги и аварии душат умирающее предприятие – сколько ни повышай тарифы. У управляющих есть план мероприятий по спасению водоканала, говорит директор департамента ЖКХ Сергей Понизов, но где взять денег?
Пару лет назад, тогда еще будущий городской голова Каменского говорил о возможности иностранных инвестиций в реконструкцию водоснабжения и водоотведения в городе. Сегодня таких разговоров уже не слышно…
К тому же, если построить стратегические предприятия за чужие деньги – кому будут принадлежать эти предприятия?..
Кто в доме хозяин?
С жилищным хозяйством – сущая беда! Из дома опасно выйти даже на крыльцо, не говоря уже о проваливающихся полах и бьющихся током вечно мокрых стенах… Теперь это проблемы жильцов, говорят управляющие! А коммунальная компания, которую нам городские управляющие представили как управляющую и которой мы платим за услугу управления жильем, оказывается, ни за что не отвечает! По закону управляющий жильем должен обеспечивать содержание его в состоянии, пригодном для использования, то есть проживания. Если наши управляющие говорят, что ничего такого не должны – может, это не настоящие управляющие?.. Действительно, почему меня заставляют ежемесячно оплачивать список услуг по содержанию дома, если за все годы жизни в нем я видел лишь работу дворников и визиты аварийных бригад?
Разрушение старого жилья и коммуникаций продолжается и прогрессирует, а защитные меры управляющих запаздывают. То есть, наше жилье и системы его жизнеобеспечения разрушаются быстрее, чем управляющие их восстанавливают… Управляющие признают, что другого выхода, кроме повышения стоимости ЖК-услуг, не видят.
Кризис – это не только угроза, но и возможность изменить ситуацию. А в какую сторону – это зависит от того, кто сильнее: хозяева жилья – потребители услуг по его содержанию и снабжению, или нанятые ими управляющие и монопольные производители этих услуг.