Домой Новости города Пенсионная реформа 2017 — Плюсы и минусы для граждан Украины

Пенсионная реформа 2017 — Плюсы и минусы для граждан Украины

637
0

Президент подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий».

В первом чтении пенсионная реформа в Украине была одобрена парламентом 13 июля этого года. В начале сентября дополненный законопроект № 6614 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» поддержал Комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения.

После подписания Президентом Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» частично вступил в силу, а в полном объёме вступит в силу с 1 января 2018 года.

Ни для кого не является новостью, что реформирование пенсионной системы в Украине является, прежде всего, результатом партнерства Украины с МВФ, с которым был заключен Меморандум о сотрудничестве. В соответствии с принятым документом, Правительство Украины должно предпринять ряд существенных шагов по реформированию пенсионной системы, разработав соответствующую законодательную базу и подготовив условия для администрирования. Не требуется глубокого анализа законодательных нововведений, чтобы увидеть, что пенсионная реформа является не чем иным, как выполнением требований МВФ.

Валютный фонд выдвигает следующие требования к реформе пенсионного фонда:

  • изменение пенсионного возраста и приведение его в соответствие с аналогичными европейскими стандартами;
  • ужесточение правил получения выплат по возрасту (пересмотр минимально необходимого трудового стажа);
  • исключение возможности досрочного получения пенсии (аннулирование практики выхода на отдых по выслуге лет, социальных льгот);
  • отмена специальных пособий для всех профессий, кроме военных;
  • разработка бездефицитного бюджета ПФУ (увеличение размеров взносов, охват большего количества трудоспособных граждан);
  • введение накопительной системы пенсий.
  • установка на законодательном уровне зависимости между пособием и ранее уплаченными взносами.

А теперь просмотрим основные изменения, которые предусматривает пенсионная реформа.

  • Изменение пенсионного возраста. Реформирование пенсионной системы не предусматривает повышения пенсионного возраста, но вводит требования к страховому стажу.

Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет — в 65 лет. Если стажа недостаточно, то можно его приобрести, однако не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен. Диапазон необходимого стажа ежегодно будет увеличиваться на 12 месяцев до достижения 35 лет в 2028 году.

Как видим, повышение пенсионного возраста до 65 лет всё-таки усматривается в завуалированном виде.

Следует отметить, что для определения права на пенсию по возрасту в страховой стаж будут засчитываться:

  • ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения:
  • прохождение военной службы по 31 декабря 2017 включительно;
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 включительно;
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с 1 января 2004 года до момента введения уплаты страховых взносов женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • обучение в высших учебных заведениях по дневной форме обучения на условиях государственного заказа, а также обучение в аспирантуре и докторантуре с 1 января 2004 года по 31 декабря 2017 включительно.

Предусматривается временная государственная социальная помощь с 01.01.2018 по 31.12.2020 неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но которые не получили права на пенсионную выплату — на период до приобретения права на пенсию по возрасту, в размере прожиточного минимума для лиц утративших трудоспособность.

Что касается тех, у кого страховой стаж меньше 15 лет, то их судьба прописана не очень четко. Лицам, которые не будут иметь 15 лет стажа, будут назначать государственную социальную помощь при достижении ими 65 лет. Но если стажа недостаточно, то можно его приобрести, однако не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен.

  • Исключение возможности досрочного выхода на пенсию. Отменяются специальные пенсии для:
  • государственных служащих
  • научных деятелей
  • должностных лиц местного самоуправления
  • прокуроров
  • депутатов
  • журналистов

Пенсии, которые были назначены в более ранние сроки, остаются в прежнем объеме.

  • Отмена специальных пособий для всех профессий, кроме военных. Отменяются особые условия выхода на пенсию для всех, кроме военнослужащих. Это значит, что работники образования, охраны здоровья, социальной защиты, которые ранее имели право уходить на пенсию досрочно, имея только необходимый стаж работы в своей сфере (например, при наличии педагогического стажа 25 лет), теперь должны будут дождаться, пока им не исполнится 60-63-65 лет (в зависимости от года выхода на пенсию и количества лет страхового стажа).
  • Введение накопительной системы пенсий. Особого внимания заслуживает введение общеобязательного государственного пенсионного страхования по накопительной системе. В соответствии с законом, начиная с 1 июля, для работающих граждан в возрасте до 35 лет будут открыты личные счета, на которых будут аккумулироваться средства. В случае смерти пенсионера, оставшиеся средства возмещаются наследникам. Аккумуляция средств в специальных фондах – обязательное условие для тех граждан Украины, которым по состоянию на 01.07.17 не исполнилось 35 лет. Для лиц в возрасте 35-55 лет участие в программе носит добровольный характер.
  • Разработка бездефицитного бюджета ПФУ (увеличение размеров взносов, охват большего количества трудоспособных граждан). Изменяется порядок перечисления в пенсионный фонд: работодатель в дополнение к существующему ныне социальному взносу в размере 22% заработка будет обязан перечислять в накопительный фонд еще 2% от зарплаты работника. Впоследствии до 2020 года планируется повысить ставку до 5%.

Кроме того, предусматриваются дополнительные отчисления: работодатели, вне зависимости от статуса организации (частная или государственная), будут обязаны перечислять средства на целевые счета лиц, ранее получавших от ПФУ специальные пенсии (работавших на предприятиях с вредными условиями труда, госслужащие и другие). За счет привлечения дополнительных средств уменьшится нагрузка на общий бюджет, и при этом будет сохранен порядок выплат льготным категориям.

Законом также определён максимально допустимый размер пенсии – 10 740 грн.

В предлагаемой правительством пенсионной реформе есть и свои плюсы, и свои минусы.

Например, к плюсам введения накопительной системы следует отнести возможность самостоятельно формировать надбавку к пособию, стимуляцию к выводу зарплат из тени. К минусам эксперты относят: «отсутствие адаптированного к украинским реалиям сценария управления накопительными средствами» (другими словами: найдут возможности воровать и там), нестабильная экономическая ситуация. Девальвация государственной валюты может привести к обесцениванию поступающих на накопительные счета социальных взносов. Экономисты всё чаще советуют прибегать к принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», т.е. делать накопления (откладывать на «чёрный день») и желательно в твёрдой валюте.

В общем, поживём-увидим. Но какова подача указанной реформы правительством Украины! Как можно выполнение своих должностных обязанностей, а иногда и явных промахов, преподносить как великие достижения. С октября текущего года возрастет размер минимальной пенсии до 1452 грн. Это на 140 гривен больше, чем раньше (!). Учитывая рост потребительских цен и уровень инфляции в государстве, такое повышение далеко не соответствует законодательству об индексации доходов граждан.

Добавить комментарий