О том, как работает сегодня городской пассажирский транспорт и что его ожидает в ближайшем будущем, мы попросили рассказать первого заместителя городского головы Каменского Александра Плахотника.
— Александр Олегович, добрый день! Давайте начнем с Программы развития коммунального транспорта, «проваленной» на сентябрьской сессии горсовета депутатами…
— Добрый день! На самом деле речь идет об изменениях в Программу развития городского транспорта. Специалисты разработали эти изменения с целью приобрести новые большегрузные автобусы для коммунального предприятия «Трамвай». Это было сделано для того, чтобы сделать «Трамвай» полноценным участником рынка пассажирских перевозок в Каменском. Ведь сегодня это предприятие не может выигрывать конкурсы на право работы на автобусных маршрутах – нет у него необходимой для этого техники. А вывести «Трамвай» на рынок – это, в конечном счете, снизить его убыточность. Что немаловажно, ведь дотировать его приходится из городского бюджета!
— Допустим, «Трамвай» получает новые автобусы и выходит на маршруты. Сохранится ли в его автобусах право на бесплатный проезд для льготников?
— Безусловно! И, кстати, мы работаем над тем, чтобы не только в автобусах «Трамвая», но и в машинах других фирм-перевозчиков, независимо от формы собственности, льготники ездили бесплатно. Но, чтобы выплачивать им дотации из городского бюджета за такие перевозки, мы должны четко знать, сколько они перевозят людей бесплатно. Именно для этого на сессии и принято решение о начале разработки системы электронных билетов. С их помощью мы сможем точно отслеживать, сколько в какой день перевез автобус льготников и на основании этих данных определять сумму дотации. Да, внедрение такой системы – дело не одного дня, но дорогу может осилить только идущий!
— Те, кто на сессии не голосовал за изменения в Программу, говорили, что, мол, такие автобусы будут убыточными и потому невыгодными городу…
— Совершенно не согласен с таким доводом! Есть транспорт коммунальный и транспорт коммерческий. Если с коммерческим все понятно – его главная задача зарабатывать деньги своему владельцу, то у коммунального транспорта задача все-таки иная – обеспечить жителей города перевозками, качественно доставлять их из точки А в точку Б, при этом гарантируя положенные законом льготы. Мировая практика показывает – коммунальный, или, по-другому, муниципальный транспорт не может быть прибыльным! Его экономика обеспечивается за счет того, что или местный, или государственный бюджет дотируют перевозки. Потому и тарифы здесь вполне приемлемые для большинства населения, и льготники – пенсионеры, студенты, ветераны – ездят в нем бесплатно или со скидкой. Так принято в развитых странах, почему мы не можем применить такую практику у себя? А то, знаете, так в поисках прибыли можно далеко зайти. Например, повысить цену на проезд в трамвае до 6 гривен и брать не более двух льготников в салон. Бред, скажете вы? Но ведь именно так рассуждают те, кто говорит об «экономической целесообразности» коммунальных автобусов!
— Тогда другой довод противников Программы – в бюджете нет денег на самое необходимое, например, на содержание профтехучилищ, а мы собираемся тратить громадные средства на транспорт…
— А вот здесь некоторые депутаты то ли не разобрались в сути вопроса, то ли умышленно делают то, что называется «подмена понятий». Ведь речь идет не о выделении денег, а о принятии Программы, а это – совершенно разные вещи! Если внимательно почитать проект изменений, который выносился на сессию, там сказано, что финансирование предусмотрено за счет местного бюджета и других источников! То есть, вовсе не обязательно, что все новые автобусы будут приобретаться за счет городской казны. Мы планируем обращаться за поддержкой и областного, и государственного бюджетов, есть интересные предложения от зарубежных партнеров по выделению грантов и льготных кредитов на реформирование инфраструктуры городов Украины. Вот для этого и были запланированы изменения в Программу, чтобы у нас было о чем говорить с потенциальными инвесторами, с областными или государственными властями. Потому все разговоры о том, что под Программу уже завтра надо десятки миллионов из городского бюджета – это или от незнания, или, простите, «от лукавого»!
— То есть?
— А в Каменском есть определенный класс, группа людей, которым развитие коммунального транспорта никак не нужно! Это – некоторые частные перевозчики. Они прекрасно понимают, что развитие коммунального транспорта – это наступление на их фактическую монополию на перевозки в Каменском! Что, они возьмут и так просто согласятся с тем, что потеряют часть прибыли, что на рынке перевозок будет конкуренция? Да ни за что! Думаю, надо искать причину того, что некоторые депутаты не поддержали развитие коммунального транспорта именно здесь, такие депутаты просто выступили за сохранение монополии частника на пассажирском транспорте. На каких условиях депутаты поддержали перевозчиков, мы можем только догадываться. И здесь же, в желании сохранить монополию частника, надо искать причину того, что в адрес городской власти начинает звучать все больше и больше абсурдных обвинений, что есть уже «общественники», которые за медный грош будут обливать грязью тех, на кого укажет заказчик. Кто заказчик, думаю, догадаться вовсе не сложно. И сказочка о том, что под новые автобусы будут взяты и разворованы огромные деньги из городского бюджета – это оттуда же, от тех, кто пытается обманом сохранить свою монополию!
Хотя лично я все-таки надеюсь, что большинство депутатов просто запуталось в большом количестве вопросов, вынесенных на сентябрьскую сессию, и не совсем разобрались с новой электронной системой голосования.
— Сразу после того, как в Каменском был подписан Меморандум о сотрудничестве с перевозчиками из Днепра, пошли слухи – мол, Плахотник «убивает» коммунальный транспорт…
— Я такую чушь и комментировать не хочу, ничего, кроме улыбки, она у меня не вызывает! Во время подписания Меморандума я привел журналистам интересные цифры – в Днепре миллион населения обслуживает около 2000 автобусов, у нас же примерно 240 тысяч населения – лишь коло 200 автобусов. Элементарные расчеты показывают, что Каменскому надо хотя бы 360 автобусов, а иначе мы не избавимся ни от очередей в часы пик, ни от срывов графика, ни от переполненных сверх всяких норм салонов! Потому и приглашены к сотрудничеству перевозчики из Днепра. Это – во-первых. Во-вторых, чем больше будет фирм-перевозчиков в городе, тем лучше для людей. Ведь появится конкуренция, и уже не пассажир будет гоняться за автобусом, а перевозчик за пассажиром, привлекая его снижением тарифов, высоким качеством перевозок, хорошими удобными автобусами. А о том, что перевозчики Днепра «убьют» наш коммунальный транспорт – это полная ахинея. Коммунальный транспорт будет работать по своей программе, о которой я уже говорил, а коммерческий – по своей. Опять же, будет здоровая конкуренция, и пассажир получит право выбора, чем ему ехать – коммунальным автобусом или трамваем, где проезд дешевле, или коммерческим, где проезд может быть и дороже, но зато быстрее и людей в салоне поменьше. Вспомните времена СССР – в Днепродзержинске на Левый берег ходили обычные рейсовые автобусы за 5 копеек, экспрессы по 10 копеек и маршрутные такси по 20. И каждый мог выбрать, чем ему добираться.
— Заговорили и о том, что-де начался передел рынка и с приходом «днепровских» местные перевозчики могут «загнуться»…
— И опять – чушь! О необходимости увеличить количество автобусов в городе и о пользе конкуренции я уже сказал. Есть и еще один немаловажный момент – некоторые местные перевозчики, не желая расставаться с монополией или, тем более, снижать тарифы, начинают прибегать к откровенному шантажу городской власти. Мол, если не будет по-нашему, то остановим все автобусы и тем самым парализуем Каменское. И такие угрозы весьма серьезны – у нас в последние лет 15-20, а особенно в период с 2010 по 2015-й годы, старательно «убивался» коммунальный транспорт, что автобус, что трамвай. Частник получил фактически монополию на пассажирские перевозки, и любой сбой в его работе тут же скажется на жизнедеятельности Каменского в целом. Городская власть не намерена мириться с такой ситуацией и не позволит говорить с собой с «позиции силы». Потому и принимаются меры по демонополизации рынка пассажирских перевозок – это и коммунальный транспорт, и перевозчики из других городов. Вот Вы говорите о «переделе рынка», а ведь на самом деле происходит создание рынка в этой сфере – с конкуренцией, с борьбой за клиента, с правом каждого горожанина выбрать себе услугу по вкусу и карману. Это – и есть нормальный, цивилизованный рынок, а не диктат монополий!
— Вернемся к Программе по коммунальному транспорту. Власти будут настаивать на ее принятии?
— Да, и я уже объяснил, почему. Не спорю, наверняка в проекте изменений есть какие-то недостатки, что-то не учтено, что-то требует доработки. Но ведь мы же не говорим – принимаем такой проект, как есть! Мы открыты для диалога, пусть приходят депутаты, общественники, эксперты, будем обсуждать, спорить, будем вносить изменения. В спорах, как известно, рождается истина. И все-таки лучше спорить и принимать такую программу, чем молчать, как рыба, и лишь на сессии взять и без объяснения причин блокировать ее принятие. Впрочем, о мотивах таких противников-молчунов я уже сказал…