В Украине 263 голосами народных депутатов во втором чтении приняли новый закон «О защите прав потребителей». Автором документа является Кабинет министров.
Контролирующим органам будет предоставлена возможность закрывать онлайн-магазины, скрывающие информацию о товаре, который в них реализуется. Появятся Ассоциации покупателей, а недоразумения и конфликты между покупателем и продавцом можно будет решать с помощью специальных комиссий, не обращаясь в суд.
Решать конфликтные ситуации можно будет, избежав суда. Речь идет о товаре, стоимость которого не превышает 50 тыс. грн. Если случилось так, что магазин нарушил гарантию или условия доставки или не заменил продукцию, то у сторон будет возможность решать конфликт с помощью внесудебных органов — к примеру, специальные комиссии. Если же случилось так, что с решением такой комиссии вы не согласны, то уже тогда можно подавать в суд.
Стоит заметить, что именно с этой целью будут созданы общественные объединения потребителей. Они будут наделены правом проведения экспертиз, подачи исковых заявлений и изучения качества реализуемой продукции. Именно эта норма не нравилась определенным бизнес-союзам, которые опасались коррупции.
«Союз общественных объединений потребителей» и Комиссии по внесудебному разрешению споров будут наделены расширенными полномочиями по надзору за деятельностью бизнеса и привлечения их к ответственности, к примеру:
- проводить дополнительные проверки предприятий;
- накладывать штрафы;
- определять размер возмещения;
- проводить обязательные обучения для бизнесменов.
Важное нововведение: закон запрещает «нечестную торговлю». Если случилось так, что продавец обманул покупателя или рассказывает о тех преимуществах продукции, которых не существует, то такую покупку можно считать недействительной.
Это означает, что реализатор товара в обязательном порядке будет должен вернуть средства покупателю.
Кроме этого в выше указанном законе есть информация о «агрессивной коммерческой практике»:
- складывается ощущение, что покупатель продукции не может покинуть помещение без заключения договора;
- если случается так, что представители предприятия приходят к клиенту домой без его согласия;
- постоянно пишут и звонят по телефону;
- требуют, а что-то заплатил;
- внушают клиенту, что он что-то выиграл, а впоследствии убеждают в том, что нужно сделать покупку.
Кроме этого, будет ограничен доступ к интернет-магазинам, которые ведут «нечестную практику» и нарушают законодательство. Проблемы могут ожидать и те магазины, которые на своем сайте не предоставят свое правильное название адрес и название.
В пояснительной записке говорится о том, что нередко украинские граждане совершают покупки в интернет-магазинах без получения достоверной информации о продукции. Дело в том, что в наше время электронная торговля быстро приобретает популярность, но все же осталась без внимания законодательных органов. Отдельные онлайн-магазины не освещают для своих клиентов свое юридическое название, адрес. А из этого вполне логично следует, что достаточно сложно определить нарушителя прав потребителя.
Законом имплементировали директиву № 2011/83/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25.10.2011, которой установлено определение электронной торговой площадки (маркетплейса), электронного сервиса, который позволит покупателям сравнивать товары (прайс-агрегатора) и их ответственность за наличие информации о данных о предприятии продукции на веб-сайтах маркетплейса и прайс-агрегатора.
Стоит заметить, что согласно проекту закона также предлагается:
- выделить принципы, на которых базируется защита прав потребителей в соответствии с принципами ЕС;
- распространить действие Закона Украины «О защите прав потребителей» на сферу пищевой продукции в части экономических прав потребителя (за нарушение условий договора купли-продажи (доставки) пищевой продукции в интернет-магазинах, в случае определения цены реализации пищевой продукции).