С 1 мая в Украине начали действовать новые правила назначения и начисления субсидий для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Предметы роскоши и доходы от аренды
Отныне, если в собственности семьи есть автомобиль, которому меньше пяти лет, кроме мопеда и авто, предоставленного органом социальной защиты населения, субсидию не будут назначать.
Кроме того, доходы от аренды имущества, в частности, от сдачи в аренду квартиры, теперь необходимо будет также указывать в декларациях о доходах – в новой графе «другие доходы».
Субсидия не будет назначаться, если кто-либо из членов домохозяйства в течение 12 месяцев до обращения о назначении субсидии совершил покупку или приобрел право собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство или оплатил услуги (кроме медицинских, образовательных, жилищно-коммунальных) на сумму, превышающую 50 тыс. грн.
Большие дома и квартиры
С 1 мая 2018 года действует новое правило: субсидия отменяется, если площадь квартиры превышает 120 квадратных метров, а дома – 200 кв. м (кроме детских домов семейного типа и приемных семей, а также семей, в которых не менее года проживают трое и больше детей, с учетом тех, над которыми установлена опека или попечительство). Владельцы такой жилплощади будут оплачивать услуги в полном объеме.
Теневая занятость
Немало украинцев работают за рубежом, но при этом обращаются за назначением субсидий, декларируя нулевые доходы.
Теперь тем, кто является действительно безработным, необходимо будет стать на учет в центр занятости. А тем людям трудоспособного возраста, кто претендует на субсидию, но не регистрируется как безработный, потому что на самом деле работает без оформления в Украине или за рубежом, органы соцзащиты автоматом будут считать доход в три прожиточных минимума – 5286 грн. (ранее учитывалось два таких минимума).
Не будет назначаться субсидия, если в составе домовладения или семьи члена домовладения есть лица старше 18 лет, у которых совокупный доход меньше, чем минимальная заработная плата, или они не уплатили единый взнос обязательного государственного социального страхования на протяжении трех месяцев в период, за который учитываются доходы.
Регистрация места проживания
Во время назначения субсидии теперь учитываются доходы членов семьи, когда их зарегистрированное (фактическое) место проживания отличается от адреса домовладения. При этом социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания по адресу домохозяйства на таких лиц не рассчитываются.
Если в жилом помещении есть несколько раздельных лицевых счетов, субсидия не назначается, если в состав домовладений в границах одного жилого помещения входят члены одной семьи.
Совокупный доход
При назначении субсидии в совокупный доход включаются: зарплата после уплаты налога на доходы физлиц; пенсия; стипендия; соцвыплаты; помощь по безработице и пр. Не учитываются: алименты, полученные на детей; доходы от депозитов; помощь на захоронение; стоимость бесплатных путевок, суммы, выплачиваемые в порядке возмещения вреда здоровью, связанного с выполнением им трудовых обязательств.
Новые социальные нормы на газ и электроэнергию
С целью стимулирования энергосбережения также с 1 мая 2018 года социальная норма на газовое отопление будет приближена к реальным объемам потребления и составит 4,5 куб. м на 1 кв. м площади, электроотопление – 30 кВт/ч на 1 кв. м площади. При назначении субсидии на сверхнормативную площадь жилья, норма может быть увеличена не более чем на 30%.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ И АНАЛИТИКОВ:
Геннадий Рябцев, эксперт по энергетическим вопросам считает, что для государственного бюджета Украины эффект от изменений в программе назначения субсидий будет краткосрочным ввиду очередного повышения тарифов на газ для населения.
В Госбюджете на 2018 год предусмотрено 71млрд. грн. Но половина этой суммы ушла на погашение долгов государства за прошлый год, 30 млрд. грн. уже расходованы в первом квартале, а до конца года осталось всего 11 млрд. на всех получателей субсидий.
Алексей Кучеренко, экс-министр ЖКХ, обратил внимание, что вице-премьер по гуманитарным вопросам Павел Розенко не голосовал на заседании Кабинета министров 27 апреля, когда принималось постановление № 329 о внесении изменений в программу назначения субсидий. Никакого плана входа из кризиса, по его мнению, у правительства нет, и ужесточение условий для получения субсидий – очередные рефлекторные действия без расчетов ожидаемого эффекта.
Юрий Гавричечко, эксперт ОО «Фонд общественной безопасности», обращает внимание на предстоящую монетизацию субсидий. Если сейчас государство не в состоянии вовремя расплачиваться по счетам, выставляемым энергомонополистами за газ для потребностей населения, все-таки берет на себя обязательства по долгам, то с введением монетизации уже сами граждане должны будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги независимо от того поступят ли средства на их «субсидионные карточки». Таким образом, долги станут проблемой граждан. По данным госказначейства только за первый квартал текущего года доходная часть бюджета меньше на 5 млр. грн. расходной, что свидетельствует об уменьшении поступлений от налогов. И эта тенденция только усугубляется.
Если по данным Евростата в 2016 году житель европейской страны в среднем тратил 10-12% своего дохода на содержание жилья, то украинцы – 32%.
Многие эксперты высказывают мнение, что в Украине нет рыночных цен на энергоносители в силу монополизации. Доходы монополистов растут в то время как доходы потребителей снижаются.
Алексей Кучеренко, экс-министр ЖКХ, на пресс-конференции 4 мая высказал мнение, что «дальше яму копать нельзя, надо из нее выбираться». Юрий Гавричечко считает, что конечной целью такой разорительной политики может стать завладение жильем украинцев, которые окажутся в должниках за услуги ЖКХ. Ведь в Украине, в отличие от европейских стран, жилье находится в собственности, а не арендуется.
Кабинет министров Украины отложил повышение цены на газ для населения и продлил до 1 июня специальное требование для «Нафтогаза» и облгазов поставлять голубое топливо без изменения текущих цен.
Но такое решение, заявляют нам, не устраивает МВФ, требующего установления рыночной цены. Именно по этой причине были заморожены два транша в прошлом году.
Если действие постановления Кабмина остановят, то цена на газ может вырасти до 62%. В таком случае закупочная цена газа составит уже 8,530 грн. Для населения цена вырастет с 6.96 грн. до 11, 26 грн.
Естественно, подорожает и стоимость других услуг ЖКХ, в частности, отопления. Для сравнения: по ценам минувшего отопительного сезона:
— при централизованном теплоснабжении оплата двухкомнатной квартиры площадью 44 кв. метра в среднем составила 2200 грн. в месяц;
— при индивидуальном электроотоплении при наличии 2-зонного счетчика в среднем семья платит 1000 грн. (с учетом бытовых электроприборов, освещения и пр.) и около 1600 грн. с обычным счетчиком.
Экономия получается за счет предоставления потребителю не 100 квт/ час по цене 0,9 грн., а 3000 квт/час с 1 октября по 1 апреля. При двухзонном счетчике стоимость потребляемой электроэнергии с 23.00 до 7.00 составляет 0,45 грн.
При получении субсидии социальная норма на 1 кв.метр отапливаемой площади с 1 мая – 30 квт/час, что позволит еще больше уменьшить расходы на оплату «за свет».
То есть, установка индивидуального электроотопления для многих каменчан на сегодня – реальный шанс сэкономить немалые суммы, даже если будет утрачено право на получение субсидий.