Домой Новости города Субсидии – помощь «с барского плеча»

Субсидии – помощь «с барского плеча»

236
0

Наверное, большинство наших соотечественников согласится, что всякий раз, когда наше государство старается нам чем-то помочь – жди подвоха: когда одна рука даёт, а другая отнимает. Но в случае с предоставлением безвозвратной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг алгоритм усматривается обратный: сначала проведением тарифной политики по оплате жилищно-коммунальных услуг потребители были доведены до состояния неплатежеспособности, а потом им предлагается помощь «с барского плеча».

И при этом в одностороннем, естественно со стороны государства порядке можно контролировать ситуацию.

В этом году Кабинет министров Украины снова изменил условия получения субсидий. В большей степени в сторону сужения прав как обычно наших, т.е. потребителей.

Экономический аспект

По мнению экспертов, основной смыл предоставления субсидий, состоит в возможности получать из бюджета огромные суммы государственных денег, чтобы направлять их в «нужное русло». По сути, это перекачивание денег из бюджета поставщикам коммунальных услуг под видом спасения граждан от возросших тарифов. При этом никто не объясняет, откуда взялись новые расценки, так же, как никто не пресекает тарифные махинации. Судя по всему этому «никто» очень не выгодно убирать с рынка монополистов, диктующих эти самые завышенные тарифы.

Но спрос на субсидии в условиях кризиса уже перешел все границы допустимого. В этом году по подсчетам Кабинета министров Украины, количество субсидиантов в Украине увеличится до девяти миллионов семей (Всего в стране зарегистрировано 15 миллионов домохозяйств!). Поэтому не удивительно, что правительство ищет всяческие пути сэкономить на выплатах и любым способом отсеять количество получателей субсидий. Собственно это и стало причиной нововведений, о которых шла речь в прошлом выпуске газеты: сокращение социальных норм, списание со счетов переплаты, отмена субсидий для должников.

Правительство и дальше продолжает прорабатывать новые инициативы по сокращению субсидий. Новые правила получения субсидий с 1 мая 2017 года будут способствовать общему сокращению расходов правительства по субсидиям.

Изменения норм предоставления субсидий позволят государству сэкономить. А вот населению, наоборот, сэкономить не удастся.

Кроме того, после повышения минимальной зарплаты в два раза (до 3200 грн.) официальный доход украинцев возрос, и теперь многие семьи просто не подпадают под показатель, необходимый для назначения субсидии. Для этого вероятно, и введена норма о том, что при расчете назначения субсидий учитывается доход за последние четыре месяца, а не за год.

Министр соцполитики Андрей Рева считает, что сокращение числа тех, кто получает субсидии это «…естественный процесс. Пенсии поднимаются, средняя зарплата выросла на 37%, благосостояние людей растет, и они получают меньше субсидий».

Правовой аспект

Меня как юриста очень волнует грубое искажение базовых принципов гражданско-правовых отношений в сфере предоставления услуг на договорных началах, при которых потребители коммунальных услуг практически теряют контроль над ситуацией. Так, например, государство, выступая в роли «благодетеля», приняло за правило отбирать субсидии у тех, у кого есть задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом такое решение принимается безоговорочно, непрозрачно и практически без возможности правовой защиты. А что если возникшая задолженность имеет спорный характер? При нашей «недолюстрированной» судебной власти пока вы это попытаетесь оспорить в судебном порядке, может пройти не один отопительный сезон. А тем временем государство может лишить субсидии больше половины всех получателей.

И ещё об одном аспекте правоотношений. Сейчас Министерство финансов Украины (МФУ) готовит законопроект «О верификации». Если документ примут, проверять субсидиантов будут по-новому. Уже сейчас по итогам подобных проверок семь тысяч семей остались без субсидий, а государство сэкономило почти 15 миллионов гривен. Всего в «черный список» МФУ попали 185 тысяч получателей субсидий, информация по ним проверяется органами социальной защиты.

Таким образом, каждый проситель субсидии оказывается под плотным “колпаком” социальных служб. Согласно пункту 13 Положения о порядке предоставления субсидий, после того, как органы соцзащиты получают обращение гражданина за субсидией, они запрашивают информацию:

  • от жилищно-коммунальных служб – о составе лиц, проживающих в доме или квартире
  • от налоговиков – о доходах всех членов семьи;
  • от ГАИ – о наличии автотранспорта;
  • от БТИ и регистрационной службы – о наличии недвижимости.

Если проситель субсидии проживает на съемной квартире, он должен предоставить копию договора аренды, а не секрет, что такие договора оформляются крайне редко.

Органы МФУ, согласно пункту 3 Порядка верификации и мониторинга достоверности информации, могут еще собирать информацию об открытых банковских счетах (текущих, кредитных, депозитных и т.п.), операциях и остатках средств на них. Причем эти сведения подаются в отношении каждого члена семьи или домохозяйства. При таком сборе государство получает персональные данные граждан и сведения, содержащие банковскую тайну.

Получателей субсидий могут ожидать неприятные процедуры: возможность обследования материально-бытовых условий домохозяйств, необходимость сообщать социальным службам о каждом случае изменения состава жильцов, их социального статуса, перечня, условий предоставления и исполнителей жилищно-коммунальных услуг, покупке товаров или оплате ряда услуг на сумму более 50 тыс. гривен.

Субсидию придется вернуть, если для получения субсидии была подана недостоверная информация о доходах или имуществе. Это предусмотрено пунктом 20 Положения о порядке предоставления субсидий. Это может грозить многим получателям жилищных субсидий. Ведь при заполнении документов на субсидию очень просто допустить оплошность. О чем-то можно просто не знать, а потом доказывать, что ты не верблюд и ошибка допущена не умышленно.

Самое неприятное заключается в том, что правоотношения, связанные с назначением субсидий, не имеют достаточного и качественного законодательного регулирования. В основном эти отношения регулируются постановлениями Кабинета министров Украины. Отсутствие четкой законодательной основы не позволяет эффективно обжаловать в суде решения органов соцзащиты о (не) назначении субсидий и их размеров.

Например, решение правительства о лишении должников права на субсидии (Постановление Кабинета министров Украины № 300 от 26 апреля 2017 года) является ярчайшим подтверждением. В начале «приведения тарифов к европейским стандартам» предыдущее правительство обещало, что субсидии получат все нуждающиеся, независимо от наличия долгов. Ныне же действующее правительство нашего государства, вероятно, рассматривает субсидию не как социальную помощь, необходимость в которой есть результат неудовлетворительной деятельности самого правительства, а, скорее, как «подачку», которой можно ещё и шантажировать. А поскольку законодательно этот и другие вопросы субсидирования, повторюсь, достаточно неурегулированы, то имеется возможность манипулировать условиями назначения субсидий, как заблагорассудится.

Как видно, власть не останавливается на достигнутом в стремлении «выдавить» из граждан за коммуналку как можно больше денег, вплоть до последней копейки.

Подобные шаги приведут к дальнейшему затягиванию долговой петли на шее значительной части граждан с непредсказуемыми последствиями в будущем.

Министр соцполитики Андрей Рева считает, что сокращение числа тех, кто получает субсидии это «…естественный процесс. Пенсии поднимаются, средняя зарплата выросла на 37%, благосостояние людей растет, и они получают меньше субсидий».

Добавить комментарий