Можно было бы долго описывать все переговорные ловушки, которые Виктор Янукович совместно с Андреем Клюевым подготовили для оппозиции. Однако на фоне сегодняшних ночных событий в центральных и восточных регионах страны эти политические торги теряют всякий смысл. Ночью с особой жестокостью милиция при поддержке неизвестных боевиков в гражданском разогнала митинги в Запорожье, Днепропетровске, Черкассах, а также отбила у митингующих Сумскую обладминистрацию. Кадры избиения понеслись по интернету и телевидению с оглушающим эффектом, сопоставимым с эффектом от избиения студентов 30 ноября в Киеве. С той лишь разницей, что свое «30 ноября» теперь получила и Восточная Украина.
Если быть объективным, то стоит сказать, что, по крайней мере, в Запорожье и Днепропетровске Майдан не пользуется широкой популярностью у горожан. Социальной базы для захвата обладминистраций там нет. Митинги могут подпитываться конкурирующими с властью региональными бизнес-группами, на улицах этих городов колонны в сотни тысяч демонстрантов не появятся. Поэтому объяснить поведение власти в Запорожье и Днепропетровске рационально невозможно. Потому что как бы там ни было, но избиения сотен или тысяч манифестантов и ночная охота на активистов приносит силовой конфликт на Восток Украины.
Еще до начала Майдана и революции (а то, что сейчас происходит — настоящая революция) аналитики и эксперты обращали внимание на действия власти в ключевых для нее регионах. Критикуя социальную и экономическую политику Януковича и регионалов, эксперты отмечали, что передал собственности, сужение прав и свобод бизнеса и отжим местных «элит» — все это происходило на Востоке Украины. Днепропетровск и Запорожье в этом отношении были наиболее показательными точками конфликтов, так как традиционно в этих регионах существовала достаточно диверсифицированная местная финансово-промышленная элита. Нужно понимать, что как таковая она никогда не была чисто провластной либо оппозиционной. Напротив, днепропетровцы и запорожцы всегда были готовы сотрудничать со всеми, кто защищает их права на центральном уровне — с властью, оппозицией или третьими силами. Если не вдаваться в детали, то в Днепропетровске по разные стороны баррикад находились представители криворожской группы во главе с Александром Вилкулом и коалиция бизнесменов, ориентированных на группу с условным названием «группа Приват». В Запорожье против вертикали смотрящих собралась разношерстная конфедерация местных бизнесменов, включая людей из Партии регионов.
Когда говорят, что на Востоке Украины нет оппозиционных политических структур — это правда. Однако там существуют структуры, которые реально способны финансировать и организовывать протест — это структуры тех самых местных ФПГ. Сложно поверить в то, что пяти-десятитысячные митинги в Запорожье и Днепропетровске могли пройти без негласной поддержки местной элиты. Теперь же, после вчерашних кровавых разгонов, конкуренты власти, которые не могли эффективно противостоять вертикали через Киев, получают в свои руки реальный козырь в противостоянии — народное возмущение.
Как далеко зайдет это возмущение, дойдет ли дело до восстания? Автору кажется, что оно неминуемо. По нескольким причинам. Рейтинг власти в Запорожье и Днепропетровске упал до минимальных за последние годы значений. Доверия к президенту там давно нет. Однако до вчерашнего дня Восточная Украина воспринимала разворачивающуюся в Киеве революцию как борьбу несимпатичных ей политиков из оппозиции с властью, а не как фактор своей физической безопасности. Теперь насилие, разлившееся по улицам Запорожья и Днепра, очевидно, переведет (не сегодня и не завтра, но со временем) Восток на те же рельсы, по которым уже катится Запад страны и Киев: борьба идет не за оппозицию и ее лидеров, а за свои базовые гражданские права. Тенденция последних месяцев очень четко демонстрирует, что радикализацию протеста и его расширение провоцирует как раз гремучая смесь насилия и недоверия к власти. Чем больше насилия применяет власть, которой не доверяют, тем шире и упорнее сопротивление. Для того, чтобы насилие над протестующими выглядело легитимно и законно с точки зрения граждан, власти должны доверять по крайней мере 50-60% населения — как в России и Беларуси. Это значит, что Янукович должен иметь уровень поддержки Владимира Путина, чего нет и в помине. Кроме того, не стоит забывать, что самих запорожцев и днепропетровцев, то есть своих, била по головам донецкая вертикаль власти — априори являющаяся для этих регионов не менее чужой, чем для Львова. А это значит, что реальное недовольство населения может быть скоординировано представителями местной элиты для общеполезного дела — демонтажа донецкой монополии на насилие и госресурсы.
Сегодняшние действия губернаторов, провластных боевиков и милиции в Запорожье и Днепропетровске серьезно подорвали перспективы Партии регионов и ее лидера на Востоке страны.