Ситуацию с «бензиновой паникой», которая возникла вчера в результате действий группы Приват, прокомментировал для DNDZ Online эксперт Святослав Швецов. В целом, он согласен с выводами «Консалтинговой группы А-95», аналитики которой утверждают, что несмотря на сокращение объёмов производства и импорта бензина на данный момент его хватает для потребителей. По отчётам Министерства энергетики и угольной промышленности Украины производство за январь-май 2014 года видно, что основная доля потребления бензина приходится на импортируемый бензин.
Доля импортного бензина в украинском потреблении составляет около 80%. За июнь 2014 года в Украину импортировано нефтепродуктов на 552 млн. $. При этом, основной страной импорта является Белорусь – почти 52% общего завезённого объёма бензина с января по июнь этого года. На Россию приходится почти 19%. Т.е. даже остановка импорта из России, что пока не предвидится, не приведут к тотальному дефициту. Мало того, это может послужить поводом для запуска украинских НПЗ, из которых в этом году работал только Кременчугский НПЗ.
«По поводу версии о возможной «атаке» Приват Групп на правительство по вышеописанным поводам меня терзают смутные сомнения, — говорит Святослав Швецов. Во-первых, искусственно создаваемый дефицит бьёт, в первую очередь, по самому Привату. Создание проблем потребителям не является проблемами для правительства. Т.е. в данном случае потребитель — это не рычаг влияния на гос. структуры. Кроме финансовых потерь Приват Групп ничего не приобретает. И чем дольше создавать дефицит – тем выше эти потери.»
Эксперт уверен, что если бы аналитики «Консалтинг групп А-95» в этом были бы правы, то мы бы уже наблюдали медиа атаку на правительство через СМИ, аффилированные с Приватом. Вспомним, хотя бы, «шантаж» правительства Азарова весной прошлого года через угрозу заморозить депозиты в «Приват банк». Ничего подобного не наблюдается. Т.е. если дефицит создаётся ради «угрозы», то таковая должна быть озвучена публично и как можно более широко. Не освещение в СМИ не имеет смысла, т.к. в таком случае не удастся направить недовольство потребителей в «нужном» направлении. При этом такую медиа атаку необходимо начинать заранее – до остановки отпускаемого бензина на АЗС.
Скорее всего, имеются объективные причины во временном дефиците бензина на определённых сетях заправок. Эксперт считает, что одной из причин может быть то, что с 15 июля усложнена процедура прохождения таможенного контроля. Если раньше анализ импортируемого бензина можно было делать более чем в сотне лабораторий, то теперь только в одной. Да и цена на данную услугу выросла в 12 раз. Понятно, что кто-то конкретно на этом решил заработать себе денег, но на какое-то время это вносит дисбаланс по всему рынку. В итоге на границе наблюдается скопление цистерн с импортируемым бензином. В определённые дни их было более 750-ти. Усложнились также таможенные процедуры.
Кроме этого необходимо учитывать, что в связи с событиями на Донбассе ряд крупных (корпоративных) клиентов имеют трудности с расчётами за приобретённое топливо. Что реально требует инвентаризации клиентов и пересмотра сбытовой политики.
Временный дефицит, по моему Святослава Швецова, связан с обычной для нашей страны непродуманностью разрешительных процедур, желанием заработать «на карман» конкретных чиновников и реструктуризацией клиентской базы. Вряд ли имеет место искусственно создаваемый дефицит. Бензин, для нынешнего уровня потребления есть. Однако, есть некоторая опасность того, что другие сети заправок «под шумок» могут поднять цены на отпускаемое топливо. А в Украине очень редко когда-либо поднимаемые цены на топливо возвращались на прежний уровень.