Недовольных сегодня большинство. Улыбка — редкость. Все чаще тревога и страх отмечает лица прохожих. Люди боятся будущего, не надеясь и не веря. Но будущее делаем мы, люди. Сегодня самое время заняться своим будущим, потому что — выборы.
Последний раз украинцы ходили на выборы с надеждой и верой лет восемь назад. С тех пор люди все меньше участвуют в политической жизни страны. Зато все больше говорят о политике — больше и злее. И выбирать свое будущее многие готовятся как будто кому-то назло. Кому, если речь о будущем своей земли, которую унаследуют наши дети?..
Мы себя не любим. Судя по тому, как мы живем, куда катится страна. Мы каждый раз выбираем себе управляющих, а потом досадуем: опять не то! И снова выбираем, уже заранее обреченно ожидая, что эти будут еще хуже.
Мы уже даже не выбираем — мы голосуем «как все», оглушенные отовсюду политической рекламой. Послушно пристраиваемся в хвост колонны с флагами, а потом негодуем, обнаружив, что идем не туда, куда хотели бы. Ротозейничаем за свои деньги в балагане и обижаемся, что мыльные пузыри лопнули, а все чудеса — только ловкость рук. Покупаемся на подачки и гостинцы, возмущаясь, что нас снова использовали. Покорно делаем, что велят, оправдываясь тем, что «все равно от нас ничего не зависит». Стоит ли удивляться результатам очередных выборов и итогам работы очередных избранников?
Избранники стараются быть такими, какими мы их хотим видеть. Сбиваются плотной массой, в которой не разглядеть отдельных лиц, и давят всех, кто не успел пристроиться в хвост колонны. Устраивают на отобранные у зрителей деньги балаганы. Из отнятого силой и обманом раздают подачки, нахваливая себя за щедрость. Пугают, чтобы народ не особо подымал голову и не мешал управлять страной.
Народ и не мешает. Нас столько раз обманывали политики, а мы продолжаем верить, что кто-то придет и даст нам все: безопасность, права, уверенность в завтрашнем дне и сытость. Продолжаем считать, что мы — это что-то одно, а государство — это где-то там. Не думаем о том, что управление страной — это производственный процесс, наподобие выпечки хлеба. И наше благополучие — это конечный результат работы избранников и управляющих. Поэтому должен быть контроль качества работы и спрос с исполнителей. С чего бы работникам стараться, если заказчику все равно?
Мы недовольны, жалуемся и говорим, что хотели бы жить по-другому. Давайте попробуем жить по-другому. Не когда-нибудь, а прямо сейчас. Отпустим с миром безликую колонну. Выйдем на свежий воздух из балаганов, где ряженые поливают друг друга грязью. Научимся понимать, кто на самом деле выпекает хлеб и оплачивает банкет, а кого не отогнать от кормушки. Станем спрашивать и требовать законное, а не просить милости. Перестанем быть в своем доме равнодушными прохожими. Попробуем взять ответственность за свою жизнь и свою страну в свои руки.
Что случилось с народом 8 лет назад? Победу народ воспринял как выигрыш в лотерею: все, теперь потребляй бонусы! А кто будет производить то, что выигравший потреблять собирается? Власть — это услуга управления, очень важный продукт. Его производство нельзя доверять кому попало. Если нет возможности контролировать качество и отказываться от услуг недобросовестных управляющих, то есть мнение, что лучший контролер — совесть, а сделанное своими руками — самое дорогое и лучшее. Власть — ответственный, повседневный нелегкий труд. Демократия — непростая совместная работа не за страх, а за совесть. Так ведь добывать хлеб насущный трудом еще не считается зазорным?
Выборы — время недовольных, их шанс изменить окружающую действительность. Или остаться плестись в хвосте у тех, кто много лет рука об руку, хоть и разными путями и под разными флагами, ведет нас в эпоху перестрелок и перекличек.