20 лет назад нефть из простого товара стала политическим. И неважно, что стоимость нефти выросла в 30 раз. Важно, что в сотни раз выросли факторы влияния, поскольку деньги — это лишь не более чем отражение степени возможностей. Сейчас нечто подобное происходит с едой. И эти тенденции как никогда явные. В мире появился новый вид массового уничтожения, которого не был никогда раньше — отсутствие еды и отсутствие воды.
Совладелец холдинга Авангард Олег Бахматюк — о глобальных тенденциях на аграрном рынке и о том, как они затронут Украину
О многих глобальных тенденциях мы можем строить только предположения. Как известно, Минагропрод Китая полностью засекречивает все свои данные по экспорту и импорту на следующие 10 лет. Но уже на сегодняшний день китайские компании — агенты по торговле зерном делают впервые прогнозы, которые шокируют мир.
На протяжении следующих трех лет Китай планирует импортировать около 28-30 млн тонн. До 2020 года импорт достигнет 50-60 млн тонн кукурузы. Это не просто поднимет рынок, это его всколыхнет настолько сильно, что он однозначно повернется в сторону Украины — одной из немногих стран, которая может увеличить валовой сбор этой культуры. Кукуруза — это та нефть, которая может поднять наши территории, их статус и возможности.
Также прогнозируется, что в следующие 5 лет Китай с 50 млн тонн свинины, которые он потребляет сейчас, увеличит потребление до 75-77 млн тонн. И только половину этого объема смогут покрыть собственными возможностями, и то — при существенном уменьшении других, смежных направлений агропроизводства, в том числе биоэтанола. Это открывает перед странами-поставщиками — Бразилией, Аргентиной и в том числе Украиной — исключительные возможности. И без территории Украины, без построения кластера тут не обойтись.
Эти цифры многое говорят инвестору. Хотя конечно есть внутренние факторы, есть выборы, есть тенденция к регуляции бизнеса, есть масса подобных вещей, которые просто ограничивают развитие. Но это вторично. Потому что та волна, которая идет она сравнима по мощности с цунами и она однозначно повернет в сторону Украины.
Простой пример — 20 лет назад нефть из простого товара стала политическим. И неважно, что стоимость нефти выросла в 30 раз. Важно, что в сотни раз выросли факторы влияния, поскольку деньги — это лишь не более чем отражение степени возможностей.
Сейчас нечто подобное происходит с едой. И эти тенденции как никогда явные. В мире появился новый вид массового уничтожения, которого не был никогда раньше — отсутствие еды и отсутствие воды. В данной контексте роль Украины очевидна — при правильном функционировании рынка, понимании ценности земли, потенциал роста в 100-120 млн тонн зерна может катализировать не только экономический эффект, но и политический. А микс политического и экономического дает наилучший мультипликатор.
Во многом мы сами создаем себе сложности внутренними факторами, но даже при этом внешние тенденции обещают шокирующие возможности. Волну начнет Китай, но ее подхватит Ближний Восток, Северная Африка. Есть такое выражение — затишье перед тайфуном. И мне кажется в Украине сейчас наступило такое затишье.
Моя рекомендация, как человека, который живет в Украине, работает здесь, уже 17 лет ведет здесь бизнес и хочет строить что-то здесь в дальнейшем и понимает, что происходит на этом рынке, так вот моя рекомендация — однозначно вкладывать средства в аграрный сектор. И кто будет первым, тот получит наибольшие дивиденды.