Домой Новости города Добиться или добить образование (об опасностях парламентского индемнитета)

Добиться или добить образование (об опасностях парламентского индемнитета)

101
0

Парламентарии приняли закон, которым дан ход реформе образования в Украине. Документ поддержал президент Украины Петр Порошенко, заявивший, что новая украинская школа открывает свои двери для нового поколения украинцев — компетентных, патриотических, открытых к миру. Какие же новации ждут украинское образование?

Образование в Украине станет целиком украиноязычным

Во втором чтении в законе была принята следующая норма: с 2018 года только в младшей школе останутся классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств. С 2020 года и для младших классов эту норму отменят. То есть с 2020 года образование в Украине станет целиком украиноязычным.

Небольшие поблажки законом предусмотрены лишь для представителей «коренных народов» (им позволят иметь отдельные классы), а также для английского языка и языков Евросоюза.

Интересно добавить, что принимая в целом весь текст законопроекта, депутаты утвердили поправку, которая не была отдельно проголосована в сессионном зале. Речь идет о поправке 814, которая дает право административного преследования педагогов, которые будут негативно отзываться об украинских символах или самом государстве.

Введение 12-летнего обучения в школах

Уже в 2018 году ученики, которые придут в первые классы, будут учиться 12 лет в школе.

Авторы закона ссылаются на западный опыт.

Реформа потребует 87 миллиардов гривен

Многие из новаций, предусмотренных законопроектом, могут остаться на бумаге из-за недостаточного финансирования.

Повышение зарплат учителей

Законопроект предусматривает поэтапное повышение должностного оклада педагогов до трех минимальных заработных плат до 2023 года (по сегодняшним меркам это 9600 гривен). При этом оклад педработника каждой следующей квалификационной категории будет повышаться не менее, чем на 10%. Также педагогическим и научно-педагогическим работникам устанавливаются ежемесячные надбавки за выслугу лет в размерах: более трех лет — 10%; свыше 10 лет — 20%; свыше 20 лет — 30% должностного оклада. Еще по 20% докинут учителям, которые прошли сертификацию. Минимальную зарплату для учителей планируется установить на уровне 6400 гривен.

Вместо 22 предметов в школе будут изучать 9

Может начаться массовое сокращение учителей из-за повсеместного внедрения «интеграции предметов». Что означает сокращение их количества.

На данный момент учителей, подготовленных по таким универсальным предметам, в стране нет. Но идеологи реформы обещают массовое переучивание.

Учителей и директоров школ будут нанимать на работу по контракту

Одно из важных новшеств — это внедрение механизма найма учителей на работу по контракту. Директорам школ разрешат занимать эту должность не более 6 лет.

Репетиторство поставят на поток

Законопроект фактически легализовал репетиторство для школьных учителей. Документ позволяет учителям, или любым лицам, которые зарегистрируются как ФОПы, заниматься преподавательской деятельностью.

В принципе, ни для кого не секрет, что большинство учителей занимались репетиторством с учениками. Теперь такую деятельность хотят вывести из тени, а репетиторов вынудить платить налоги.

Сокращение школ в сельской местности

Этот процесс идет уже сейчас в виде создания так называемых опорных школ (одна школа на всю объединенную общину). Во время рассмотрения проекта депутаты призывали коллег поддержать решение, чтобы опорная школа находилась не дальше, чем 15 километров от сел, где проживает ученик. В итоговом проекте речь идет о 50 километрах.

В общем, полюсы и минусы нововведений покажет время. Но из наиболее обсуждаемых: невозможность обучаться миллионам украинцев на родном языке. Эксперты считают, что кроме определённого ущемления прав национальных меньшинств, данное новшество не будет благоприятствовать решению вопроса о возврате временно утраченных территорий, где преобладает русскоязычное население.

Вспомним не забытое старое

Немногим более десяти лет назад за преобразование нашей системы образования взялись тогдашние реформаторы. В то время президентом Украины был Виктор Ющенко. Цель была благая — создание в нашем государстве европейского высшего образования.

В постсоветскую систему образования начала внедряться Болонская (двухуровневая) система обучения. Не буду вдаваться в подробности этой системы. Она, как и любое нововведение имела и свои плюсы, и свои недостатки.

Но ориентируясь на европейские стандарты, нельзя однозначно руководствоваться мнением, что у нас всё хуже чем «у них». Это не совсем так. В своё время наша школа (я имею в виду систему образования) была одной из лучших в мире. Доказательством тому была востребованность наших специалистов за рубежом. И не по критерию дешевизны рабочей силы, а по оценке уровня профессиональной подготовки. Не препятствовал даже языковой барьер.

Объяснялось, на мой взгляд, всё просто. Это я говорю как преподаватель в прошлом, имеющий достаточный опыт работы в высших учебных заведениях. Всё дело в том, что мы старались научить, а не просто передать информацию. В наших учебных заведениях всегда учебный процесс сочетался с воспитательным.

Перестраиваться на европейскую модель было сложно. Не прибегая к неприличным сравнениям, передам только свои ощущения. Казалось, что в голову вбивают инородное тело. Имплантат не приживался, мешал работать. Было затрачено много сил, а главное средств. Ночами преподаватели переписывали методическую базу, меняя привычные «темы» и «разделы» на непривычные «блоки» и «модули». И «блокировка» дала свои результаты. Правда, получилось как всегда. Зарекомендовавшая себя система образования была нарушена и подорвана. Качество профессиональной подготовки в высших учебных заведениях снизилось. А, как известно, «кадры решают всё».

На рекламном плакате, висевшем в то время недалеко от одного из высших учебных заведений нашего города, красовался портрет Виктора Ющенко с надписью «Мы добились!». Речь шла о реформе высшего образования. Было большое искушение закрасить в слове «добились» две последние буквы.

Почему парламентский индемнитет даже опаснее парламентского иммунитета?

Нет, я не сменил тему публикации. Всё взаимосвязано. Качество проводимых реформ во многом зависит от качества работы парламентского корпуса. Все мы имеем возможность наблюдать как «работают» народные избранники в полупустом зале пленарных заседаний и за пределами здания парламента, под стенами которого наблюдается очередное обострение темы парламентской неприкосновенности. И это в то время когда проводятся важнейшие реформы в государстве. Немного отойду от темы и я.

В который раз звучат призывы внести изменения в Конституцию Украины, отменив депутатскую неприкосновенность.

В статье 80 Конституции Украины депутатская неприкосновенность определена двумя абзацами (частями). Этот правовой институт состоит из парламентского индемнитета и парламентского иммунитета. О парламентском иммунитете говорят чаще. Почему-то многие считают, что парламентский иммунитет освобождает парламентария от уголовной ответственности. Но ведь это абсурд. Вот как это звучит в Конституции: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы». Значит, если народный избранник совершил деяние, в котором усматриваются признаки состава преступления (например, нанесение удара, блокирование транспортных путей, создание незаконных вооружённых формирований, хулиганство и прочие), Генеральный прокурор Украины обязан внести соответствующее представление в парламент, чтобы с этого депутата была снята неприкосновенность. Думаю, что парламенту непросто было бы отказать в удовлетворении представления, когда преступления отдельных депутатов транслируется по телеканалам всего мира. А дальше практически применяется общий порядок привлечения к уголовной ответственности, предусмотренный Уголовным процессуальным кодексом. И подобную практику имеют большинство цивилизованных стран. Другое дело, что в нашем государственном аппарате этот правовой механизм не имеет должной реализации. Так причём здесь Конституция? Если не будет изменён подход к выполнению Закона, никакие его изменения ни к чему не приведут.

Но в контексте темы публикации более хотелось бы остановиться на понятии «парламентский индемнитет». Вот как он определён Основным Законом Украины: «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету».

Хотелось бы, чтобы проводимые в Украине реформы имели положительные результаты. Но, к сожалению, чаще происходит наоборот. Последствия безответственной работы народных избранников приносит государству и народу ущерб куда более значительный, чем преступления отдельных представителей законодательного органа.

 

Добавить комментарий