Домой Новости города Что дает полиции право…?

Что дает полиции право…?

435
0

Прочитав публикацию «Проверка водителей «на алкоголь»», к юристу газеты обратились сразу несколько читателей с одним и тем же вопросом: «Какие на сегодняшний день предусмотрены правовые основания, дающие право полиции останавливать транспортное средство?»

Сразу становится понятно, что многие водители основательно готовятся к встрече Нового года. Как, впрочем, и другие наши соотечественники. Поэтому ответ на вопрос будет расширенным.

Общение с сотрудниками полиции необходимо воспринимать через призму задач, которые стоят перед органами внутренних дел Украины. И к этому надо относиться с пониманием. Согласно ст. 2 Закона Украины «О национальной полиции» задачами полиции является предоставление полицейских услуг (именно услуг — так написано в законе) в сферах:

1) обеспечение общественной безопасности и порядка;

2) охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;

3) противодействия преступности;

4) предоставление в пределах, определенных законом, услуг по помощи лицам, которые из личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О Национальной полиции» одной из задач полиции является «регулирование дорожного движения, осуществление контроля за соблюдением Правил дорожного движения его участниками и за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети».

Исходя из общих принципов правоотношений, коль полицейские являются исполнителями услуг, то есть и заказчики этих услуг. Таковыми являемся мы – граждане Украины. Поэтому отношения с органами правопорядка должны базироваться на принципах взаимодействия и сотрудничества.

Но есть и другой ракурс рассматриваемых правоотношений. Как это не парадоксально звучит, но дискредитировавшая себя и ликвидированная госавтоинспекция имела пагубную установку: она была заинтересована в большем количестве правонарушений на дорогах. Причины этого явления нам всем известны.

Полиция для выполнения возложенных на нее задач обязана принимать меры реагирования не только на правонарушения, но и принимать профилактические меры.

В соответствии с положениями Закона Украины «О национальной полиции» сотрудники полиции имеют право применять в пределах своей компетенции полицейские превентивные (предупредительные) меры и меры принуждения. К превентивным мерам относятся:

1) проверка документов лица;

2) опрос лица;

3) поверхностная проверка и осмотр;

4) остановки транспортного средства;

5) требование оставить место и ограничение доступа к определенной территории;

6) ограничение передвижения лица, транспортного средства или фактического владения вещью;

7) проникновение в жилье или другое владение лица;

8) проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел;

9) применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, средств фото- и киносъемки, видеозаписи;

10) проверка соблюдения ограничений, установленных законом в отношении лиц, находящихся под административным надзором, и других категорий лиц;

11) полицейское попечительство.

Но применение каждой превентивной меры полицейского реагирования имеет, предусмотренные законом, основания. Полиция обязана сообщить лицу о причинах применения к ней превентивных мер, а также довести до его сведения нормативно-правовые акты, на основании которых применяются такие меры. Как должностные лица, наделённые властными полномочиями, полицейские, обязаны действовать исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, как это предусмотрено Конституцией и законами Украины.

Остановка транспортного средства

В частности, остановка транспортного средства относится к одной из превентивных мер полицейского реагирования. Исчерпывающий перечень оснований для применения такой меры определяет ст. 35 Закона Украины «О национальной полиции»:

1) если водитель нарушил Правила дорожного движения;

2) если есть явные признаки, что свидетельствуют о технической неисправности транспортного средства;

3) если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения, либо если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения;

4) если транспортное средство пребывает в розыске;

5) если необходимо осуществить опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;

6) если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно-транспортных происшествий;

7) если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;

8) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

9) нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

Часть вторая ст. 35 Закона Украины «О национальной полиции» обязывает полицейского проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с детальным описанием основания остановки.

Нельзя не учитывать и реалии сегодняшнего дня. Использовать форму полицейского может действующий или бывший сотрудник органов внутренних дел, решивший «подзаработать», или опасный преступник.

Поэтому водителю остановленного транспортного средства не следует спешить выходить из автомобиля. При наличии аудио -, видео — фиксирующего устройства включить его.

Пригласить водителя выйти из автомобиля представитель власти может только:

  • с целью устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;
  • когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления;
  • когда необходимо участие водителя в оформлении документов или предоставлении помощи другим участникам дорожного движения.

Нельзя забывать, что пункт 2.4 Правил дорожного движения предписывает обязанности водителя по требованию полицейского:

  • предъявить для проверки документы;
  • дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства;
  • дать возможность осмотреть транспортное средство соответственно законодательству при наличии на то законных оснований, в том числе провести с использованием специальных устройств (приборов) проверку технического состояния транспортных средств, которые согласно законодательству подлежат обязательному техническому контролю.

Законные основания для проведения поверхностного осмотра транспортного средства предусматривает ч. 5 ст. 34 ЗУ «О Национальной полиции». Таким образом, у полицейского для проведения поверхностной проверки должна быть достаточная мотивация. В таком случае полицейский имеет право требовать открыть крышку багажника и/или двери салона и визуально осмотреть содержимое. Протокол при этом не составляется.

Обращаясь к водителю, полицейский обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по требованию водителя служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информацией в ч. 3 ст. 18 Закона Украины «О Национальной полиции».

Статья 20 Закона Украины «О национальной полиции» предусматривает, что на униформе полицейского должен быть размещён нагрудный знак с четким указанием его специального жетона. Сотруднику полиции запрещено снимать с униформы или скрывать нагрудный знак, а также любым другим образом препятствовать прочтению информации на нем или фиксированию ее с помощью технических средств.

Во взаимоотношениях с участниками дорожного движения сотруднику полиции запрещается останавливать транспортные средства без законных оснований и, тем более, предъявлять безосновательные обвинения.

Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков подал на рассмотрение Верховной Рады Украины проект закона, который существенно увеличивает права полицейских и ограничивает права не только водителей, но и пассажиров при остановке транспортного средства. Но пока это только проект.

Добавить комментарий