Домой Новости города Шантаж под газовым прикрытием

Шантаж под газовым прикрытием

96
0

Очередное обращение читателя газеты в редакцию снова связано с деятельностью поставщиков коммунальных услуг. На этот раз суть обращения сводится к тому, что без должного предупреждения был отключён от поставки газа стояк многоквартирного дома. В течение недели жители дома, в том числе и те которые исправно оплачивали услуги газоснабжения, были вынуждены терпеть условия, не обеспечивающие цивилизованный уровень проживания.

Газовщики объясняли свои действия необходимостью проведения аварийных работ с целью обеспечения безопасности жильцов дома. На самом деле причина отключения газа усматривалась в желании поставщика газа добиться оплаты задолженности за поставку газа, которая образовалась у отдельных жильцов дома. Таким незаконным способом, «сталкивая лбами» соседей по подъезду, коммунальщики-монополисты решают свои проблемы. Подобные случаи «завуалированного шантажа», к сожалению, не единичны. И не только в нашем городе.

В ответ на действия коммунальщиков могу предложить только законные способы защиты прав потребителей коммунальных услуг.

Базовые принципы договорных отношений

Учитывая законотворческую «лихорадку» в сфере коммунальных отношений в период их реформирования, предлагаю рассмотреть базовые принципы договорных отношений, связанных с предоставлением услуг.

Основным нормативно-правовым актом, который регламентирует порядок договорных отношений в нашем государстве, является Гражданский кодекс Украины, согласно которому договор поставки природного газа бытовым потребителям следует считать одним из видов публичных договоров.

Так же в положения ст. 634 Гражданского кодекса Украины дают основания отнести договор поставки природного газа бытовым потребителям к виду договоров присоединения, что предусматривает стандартную форму договора для всех потребителей. Заключается такой договор путём заявочного присоединения бытового потребителя к условиям типового договора поставки природного газа и не требует обязательного двустороннего подписания договора в письменной форме.

Поэтому не у каждого потребителя природного газа есть на руках соответствующий типовой договор. Тем не менее, по письменному требованию бытового потребителя поставщик обязан в течение десяти рабочих дней от даты получения такого письменного обращения бесплатно предоставить бытовому потребителю подписанную уполномоченным лицом поставщика письменную форму договора поставки природного газа бытовым потребителям.

В соответствии с правилами поставки природного газа и условиями типового договора, потребитель имеет право на непрерывное получение газа с соответствующими качественными показателями, качественное и своевременное техническое обслуживание и устранение повреждений внутридомовых систем газоснабжения и дворовых газопроводов. Газовое хозяйство обязано обеспечить непрерывное снабжение газом с соответствующими качественными показателями.

Ст. 610 Гражданского кодекса Украины определяет, что нарушением договорных обязательств является их невыполнение, или выполнение с нарушением условий, определённых договором. Обращаю внимание, что по общим правилам договорных отношений односторонний отказ от выполнения договорных обязательств не допускается, за исключением, если это не предусмотрено самим договором или законом в определенных случаях.

Одним из правовых последствий нарушения договорных обязательств, как это предусматривает ст. 611 Гражданского кодекса Украины, является возмещение убытков и морального вреда. Имущественный ущерб должен подтверждаться документально. А вот моральный вред в соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Украины может заключаться в душевных страданиях, которые испытало физическое лицо в связи с противоправным поведением относительно самого лица, членов его семьи и близких родственников. Или, например, в физической боли и страданиях, связанных с повреждением здоровья.

Ответственность за нарушение договорных обязательств сторона договора несёт только при наличии её вины. Ч. 2 ст. 614 Гражданского кодекса Украины определяет, что отсутствие своей вины доводит лицо, которое нарушило обязательства.

Зачастую доказать вину поставщика услуги непросто. Но начинать следует с предъявления потребителем претензии поставщику услуги и требования письменно объяснить причину прекращения выполнения договорных обязательств.

Правила предоставления природного газа бытовым потребителям предусматривают случаи прекращения поставки газа потребителям в жилых домах в зависимости от обстоятельств и аварийной ситуации. Но для этого не всегда есть необходимость отключать стояк или весь дом. Осуществляться это может путем перекрытия запорных устройств и установки пломбы и/или инвентарной заглушки перед газовым прибором (устройством) или на вводном газопроводе.

Права потребителя

Особое внимание обращаю на права потребителя, которые определены типовым договором поставки газа:

1) получать услуги поставки природного газа на условиях, указанных в настоящем договоре;

2) в четкий и прозрачный способ безвозмездно получать всю информацию относительно его прав и услуг, предоставляемых поставщиком, и информацию о цене природного газа, порядок оплаты за потребленный природный газ, а также другую информацию, которая должна предоставляться поставщиком в соответствии действующим законодательством и/или настоящим Договором;

3) безвозмездно получать информацию об объемах и другие показания собственного потребления природного газа;

4) обращаться к поставщику для решения любых вопросов, связанных с исполнением настоящего договора;

5) требовать от поставщика предоставления письменной формы этого договора, заверенной печатью (при наличии) поставщика;

6) требовать от поставщика объяснений относительно полученных счетов и в случае несогласия с порядком расчетов или рассчитанной суммой требовать проведения сверки расчетных данных и/или обжаловать их в установленном настоящим договором порядке;

7) проводить сверку фактических расчетов с подписанием соответствующего акта;

8) при условии отсутствия задолженности по настоящему договору перед поставщиком перейти на поставки природного газа к другому поставщику и/или досрочно приостановить или расторгнуть настоящий договор в установленном настоящим договором порядке;

9) обжаловать любые несанкционированные, неправомерные или иные действия поставщика, нарушающих права потребителя, и участвовать в рассмотрении этих жалоб на условиях, определенных действующими нормативно-правовыми актами и настоящим договором;

10) получать возмещение ущерба от поставщика, понесенные потребителем в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств перед потребителем, согласно действующих нормативно-правовых актов и/или настоящего договора;

11) иметь иные права, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами и настоящим договором.

Теоретически есть несколько способов правовой защиты потребителей в нашем государстве. Это может быть обращение в инспекцию по защите прав потребителей, прокуратуру, Антимонопольный комитет. Ну и, конечно, каждый имеет право защищать свои права в судебном порядке. Но, к сожалению, на этапе реформирования указанных правозащитных структур не всегда теория имеет эффективную практическую реализацию. Поэтому, прежде всего, надо реализовывать свои права потребителя в общении с поставщиками коммунальных услуг и не оставлять нарушение своих прав без реагирования.

Добавить комментарий