Домой Украина Крестовоздвижение

Крестовоздвижение

32
0
27 сентября Православная Церковь отмечает Всемирное  Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Крестовоздвижение – второй по счёту праздник в цикле двунадесятых церковных торжеств, то есть двенадцати главных праздников года, в соответствии с юлианским календарём. Он празднуется в ближайший понедельник.Все двунадесятые праздники отмечают события, не выходящие за пределы евангельского круга, в то время как в Воздвижении Креста вспоминается то, что произошло значительно позднее. В этом празднике прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Празднуется Крест, поднятый над вселенной и освятивший мир.

История праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – это ещё и единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящён.

Происхождение праздника связано с торжеством христианства во время правления Константина Великого (IV век), построившего на месте Голгофы и гроба Господнего храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало внимание христианских богомольцев, но в начале II века император Адриан, враждебно относившийся как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, сравнял Голгофский холм, засыпал пещеру святого гроба и построил там храм Венеры.

Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. “Снимали пласт за пластом – пишет современник событий, христианский историк Евсевий, – и вдруг глубоко в земле, вне всяких ожиданий, оказалась пустота, а потом – честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения”. Это была пещера гроба Господнего. Император предоставил иерусалимскому епископу Макарию средства для сооружения над пещерой храма.

Спустя некоторое время Палестину посетила престарелая уже мать императора Константина, Елена. Евсевий не сообщает о том, что ей удалось найти настоящий Крест Христов. Но во второй половине IV века эта реликвия уже почиталась в Иерусалиме. Святой Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно свидетельства Иоанна Златоустого признаком, по которому узнали что это именно Крест Господний, была надпись на нём. В начале V в. Руфин уже уверенно связывал находку с именем святой Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест, и нашла его закопанным в земле близ Голгофы.

Как только царица Елена прибыла в Иерусалим, по её указанию были продолжены раскопки на том месте, где пострадал Христос. Обретение Креста Христова было делом нелёгким: требовалось много молитв, воздыханий, слёз, трудов и поисков людей, которые могли пролить свет на то, где же нужно искать величайшую святыню христианства…

Но вот из земли были извлечены несколько крестов и та самая табличка с надписью, которая находилась на Кресте Иисуса Христа. Не было возможности определить с достоверностью, который из найденных крестов был подлинным — тем, на котором пострадал Сам Господь. Узнан и определён был Крест благодаря совершившемуся при нём чуду. По преданию, близ выкопанных из земли крестов совершалось погребальное шествие, и чтобы испытать крест, чтобы узнать, какой из вырытых крестов является подлинным Крестом Христовым, вырытые из земли кресты были приложены к покойнику. Когда коснулись скончавшегося одним из крестов, произошло чудо воскресения. Так, по церковному преданию, была удостоверена с несомненностью подлинность обретения Креста.

В том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. В соответствии с иудейским обычаем орудия смертной казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Известно, что благолепное тело Спасителя было предано погребению в новом гробе, предоставленном для этого учеником Господа, а Крест Христов был захоронен рядом с телами двух разбойников.

Почитание Честного (то есть драгоценного) Креста имеет большое общехристианское значение. В честь обретённой святыни и был установлен праздник Крестовоздвижения.

Радость царицы Елены была великой. Церковь говорит об этой радости во время совершения таинства венчания. Священник в молитве о новобрачных обращается к Богу и просит Его: «Да сойдёт на них радость, которую имела святая Елена, когда обрела Крест Христов».

Радовался тогда, радуется и ныне весь мир христианский, вспоминая события обретения и воздвижения Креста Христова. Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после Её Успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящён в 335 году. На следующий день после освящения, 27 сентября (14 сентября — по церковному календарю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Вообще, что есть Воздвижение Креста? Это событие, когда только обретённый Крест Христов был поднят высоко над окружавшими его людьми с целью, чтобы они все и лучше могли его увидеть. В словах «Воздвижение Креста» есть и глубочайший духовный смысл. Крест Господень поднят, воздвигнут над всей вселенной как знак победы Спасителя. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т.е. в IV веке. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре соединено освящение великолепного храма Воскресения, сделало с самого начала этот праздник одним из самых торжественных в году.

Объяснение иконы праздника

Есть такие иконы Крестовоздвижения, где можно видеть все вышеописанные события, связанные с обретением Креста Христова и Его Воздвижением, то есть сразу несколько событий. Изображение на одной и той же иконе разновременных событий было обычным приёмом и не приводило к трудностям прочтения образа. Такая традиция существовала и в европейском искусстве, но угасла примерно к концу XV века.

На иконе Воздвижения Креста чудо удостоверения в подлинности Креста Христова изображается по-разному: иногда это не воскресший покойник, а старец в тяжелой болезни, исцелённый прикосновением к Кресту. Так или иначе, сохраняется свидетельство о том, что Крест был опознан совершившимся чудом. Чаще всего на иконах праздника изображается лишь Воздвижение Креста Христова, как на той, что мы приводим здесь. Эта икона из Преображенского храма г. Балашихи. Патриарх Макарий на площади, при стечении множества народа, трижды поднял обретённый Крест. Святителя окружают главные действующие лица тех событий. Этот совершенный патриархом чин — Воздвижение Креста — составляет основу изображения на иконах праздника и навечно запечатлён в литургическом действии, в церковном обряде совершения праздника. В праздник Воздвижения крест износится из алтаря для поклонения и лобызания. В кафедральных храмах это церковное действие выглядит ещё более величественно. Епископ или старший священник, в монастыре обычно игумен, в сопровождении сослужащих ему священников, выносит крест из алтаря, становится посредине храма и при пении «Господи, помилуй», повторенном 40 раз, медленно совершает осенение храма крестом, склоняясь, как бы погружаясь, в крестную смерть Христову, и вновь выпрямляясь в образ Воскресения.

Путь Креста – путь спасения

Путь христианина – это путь креста и подвига, смирения и аскезы. Это дорога терпения, несения скорбей и преследований от врагов веры. Стезя самоотречения, узкая тропинка небрежения благами мира ради Христа; путь борьбы со своими страстями и похотями. Но всё это христиане совершают по вере в иную жизнь, жизнь за гробом, жизнь будущего века, жизнь в Царстве Бога, т.е. совершают не бесцельно. Путь воскресения, путь спасения – это путь Христа, путь Креста Господня.

К подвигу в меру сил своих призываются все верующие: “Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями”, – читаем в Послании святого апостола Павла к галатам. Нравственная жизнь не обходится без внутренней борьбы, без воздержания. “Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном!” (Послание к филиппийцам).

Вся история Церкви строилась и продолжает строиться на подвигах – на страданиях мучеников времён первых христиан и дальнейших веков, которые подтверждали веру, и “не возлюбили жизни своей даже до смерти”. На самоотверженном труде, личных аскетических подвигах. На достижениях духа в борьбе с плотью… И так доныне украшается христианство исповедниками и мучениками за веру в Иисуса Христа. Таков жребий не только отдельного христианина, но и всей Церкви в совокупности её. В тяжёлые периоды своей истории Церковь неоднократно переносила открытые скорби, преследования и мученическую смерть наилучших служителей своих, как это было в Русской Православной Церкви в прошлом веке.

Когда верующий человек имеет перед собой образ креста Христова, поминает его, знаменуется крестным знамением, – он, во-первых, напоминает себе, что христианин призван следовать стопами Христовыми, дорогой смирения, будучи готовым переносить скорби и потери за исповедование веры. Во-вторых, он укрепляется силой Креста Христова – силой Святого Духа для борьбы со злом в самом себе и в мире. И, в-третьих, – он свидетельствует, что ожидает явления славы Христовой и второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа в себе и в мире.

Автор — Протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенской церкви г. Балашиха.

Добавить комментарий